Мэр Собянин несет непосредственную ответственность за сложившуюся ситуацию. Парламентарии о реагентах и росте онкологии среди москвичей
27.03.2019 00:36
Врачи бьют тревогу - число больных раком легких в Москве существенно выросло за последние полтора-два десятилетия. "В Москве более 80 тысяч больных с раком лёгких и, думаю, на 15-20 тысяч их стало больше за 15-20 лет", - сообщил главный пульмонолог Минздрава РФ, руководитель НИИ пульмонологии Александр Чучалин пишет "Интерфакс".
По словам медика, за этот период сильно выросло количество больных женщин: раньше их было около 10%, теперь - треть от всех больных. В том числе растет количество заболевающих среди некурящих.
Ранее на "круглом столе" А.Чучалин попросил власти Москвы разработать программу по защите детей от экологически обусловленных заболеваний, а МГУ - научную программу, "которая позволит ставить диагноз, если заболевание произошло вследствие такого-то экологического фактора, в том числе это должно касаться онкогенов".
По его словам, дети сильнее страдают в результате воздействия реагентов на улицах из-за невысокого роста, "они вдыхают больше".
Чучалин так же отметил, что помимо болезней лёгких, в том числе онкологических, использование реагентов, может влиять на ухудшение зрения, кожные и психологические заболевания.
Он отметил, что в городе много загрязнений, и "Москва - один из самых агрессивных в плане экологии городов из-за транспорта, промышленности и того, как город убирается, и нужно искать пути, чтобы исправить это".
Профессор кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ Владимир Королев на "круглом столе" отметил, что "мало кто обращает внимание на то, что опасное воздействие оказывают не реагенты, а продукты их гидролиза", и именно благодаря этой особенности и выдаются заключения о безопасности использования реагентов.
Между тем, в результате использования реагентов на дорогах образуется "каша", по сути, представляющая собой щёлочь, разъедающую и кожу, и лапы животных. Также "нагрузка на биоту около дорог превышена в 100 раз, в результате она гибнет, по цепочке уничтожаются и растения", отметил учёный.
Он считает, что повлиять на использование реагентов в городе практически невозможно, но нужно требовать от властей соблюдения "количества используемых реагентов, их концентрации, последующей утилизации и запрета на их применение на территориях, где находятся дети, больные, в местах рекреации". Вообще же правильнее было бы использовать гранитную крошку и песок, а после использования - собирать их, промывать и в следующем году использовать заново, как это делается в некоторых западных странах, отметил В.Королев.
Напомним, что в прошлом году мэрия заключила пять контрактов на общую сумму 6,006 млрд рублей на закупку противогололедных реагентов для обработки московских дорог и тротуаров, по которым закупила 9 килограммов реагентов на каждый квадратный метр московских дорог. Это на 60% больше годовой нормы, пишет «Эхо Москвы».
Всего мэрия закупила 324 000 тонн реагентов. При этом общая обслуживаемая хозяйственниками площадь дорог Москвы составляет 36 млн кв. м, говорится на сайте ГБУ «Автомобильные дороги». Получается, что на каждый квадратный метр московских дорог (вместе с тротуарами) Москва припасла ровно 9 кг реагентов.
Осенью 2017 года на закупку противогололедных реагентов мэрия потратила значительно меньшую сумму — 4,47 млрд рублей. Таким образом за год затраты городского бюджета на борьбу с гололедом выросли на 34%.
27.03.2019 00:36
В этом отношении я стопроцентно поддерживаю позицию Александра Чучалина. Он затронул тему, колоссально важную для Москвы. Здесь действительно чистоты улиц добиваются за счет здоровья москвичей, когда вместо того, чтобы вывозить снег, поливают дороги реагентами, опасными особенно для здоровья детей.
Плохо, что столичное население эту проблему активно не будирует и не требует ее решения. Получается, что это отложенная проблема, потому что сегодня человек надышался всей этой химией, а через три года, через пять лет у него будет либо легочное заболевание, либо рак, либо еще какие-то заболевания. То есть, сегодня закупают реагентов на 60% больше, а завтра-послезавтра мы получим повышенный уровень онкологии и легочных заболеваний!
Таким образом, это вопрос безопасности москвичей. Когда мы говорим, что Дерипаска отдал весь алюминий Англии и США, то это проблема безопасности страны. А в Москве проблема, связанная с использованием реагентов, бьет по безопасности москвичей. Ни в одном городе России нет такого безобразия, с колоссальным, сверхмассовым применением реагентов, из-за чего люди дышат вредными парами, и больше всех – маленькие детишки. У меня у внука Вани, совершенно здорового мальчишки, где-то два-три года назад вдруг появилась аллергия, которая проявляется даже зимой, когда нигде нет ни цветочков, ни лепесточков. Отчего проявляется? Вот от этой химии на дорогах!
Считаю, что эту проблему надо срочно рассмотреть на заседании Мосгордумы, а руководству города нужно выступить со специальным докладом перед мэрией, опираясь именно на заключения медиков о росте онкологических заболеваний москвичей за определенный период. И после всего этого нужно гласно, открыто вынести соответствующее решение. На мой взгляд, мэр Собянин несет непосредственную ответственность за сложившуюся ситуацию, которую должен держать под контролем. Непонятно, как можно было не проконтролировать, что на закупку реагентов тратятся такие огромные суммы. Ведь речь идет не о миллионах, а о миллиардах!
Москвичей просто травят, сокращают им жизнь. И так-то экология в столице катастрофическая: из-за точечной застройки вырубают деревья, ликвидируют скверы и парки, сокращают зеленые насаждения. Да еще и потоки реагентов, которые медленно убивают жителей города!
А решение должно заключаться в том, чтобы резко отказаться от применения реагентов, а дальше сразу искать альтернативные варианты. Самый хороший вариант – вывозить снег машинами: без реагентов, без химии, без ущерба для здоровья людей. Давайте посмотрим, как освобождают улицы от снега и льда в других городах мира, в той же Европе. Там не применяют в таком объеме химию, потому что понимают, что здоровье человека важнее всего.
27.03.2019 00:36
Я думаю, эта проблема должна решаться одним способом. Нужно просто чаще и вовремя расчищать улицы от снега и льда. К примеру, я живу в загородном поселке, где вообще не используются никакие реагенты, потому что своевременно чистятся дороги. Жители поселка, а у нас 200 домов, сами приняли решение о том, что реагенты применяться у нас не должны.
Поэтому, нужно чаще чистить дороги. Да, это будет стоить немножко дороже. Но что может быть дороже здоровья людей? Считаю, что москвичи имеют полное право требовать от столичных властей, чтобы те отказывались от реагентов, постепенно снижая объем их использования. Я понимаю, что реагенты отменить невозможно где-нибудь на ключевых магистралях, где быстро почистить дороги невозможно. Но на второстепенных магистралях, а тем более на пешеходных тротуарах, в парковых зонах дороги всегда можно и нужно чистить. Если где-то не успевают это делать, тогда в крайнем случае пускай посыпают дороги песком, но уж никак не реагентами обрабатывают.
Конечно, кто-то должен ответить за ситуацию с чрезмерным использованием в Москве реагентов. Но для этого вначале сами москвичи должны выразить свое отношение к происходящему. И чем активнее они будут высказываться по этой проблеме, тем быстрее, я думаю, мэр на это отреагирует и скорректирует работу своих подчиненных.
27.03.2019 00:36
Я не думаю, что власти Москвы закупали какие-то реагенты, не ознакомившись с их техническими характеристиками. Наверняка эти реагенты фигурируют в реестре тех веществ, которые можно использовать, по ним проводились соответствующие анализы и их безопасность была признана.
Если сегодня существует другое заключение, то естественно, надо ориентироваться на заключение специалистов, проводить повторные проверки. Если выяснится, что эти смеси содержат какие-то канцерогенные вещества, то конечно, их использовать нельзя.
Одним словом, надо разобраться, находилось ли антигололедное покрытие, которое использовалось в Москве, в реестре разрешенных, делались или не делались какие-то дополнительные анализы, чтобы понять, соответствует ли химический состав приобретенных реагентов тому базовому составу, который содержится в разрешительных документах. Никто не должен допускать использования реагентов, которые содержат в себе канцерогенные вещества, либо какие-то химические вещества, вредно влияющие на здоровье.
В принципе, где-то против обледенения дорог используют в том числе и мелкий гравий. Кому-то это нравится, кому-то не очень. Тут есть и свои плюсы, и свои минусы. Но гравий решает только проблему скольжения. Не знаю, какая задача ставится конкретно в Москве: только ли исключить скольжение, или добиться еще и растопки льда.
27.03.2019 00:36
Совмещение информации двух уважаемых ученых Александра Чучалина и Владимира Королева свидетельствует о неблагоприятной экологической обстановке в нашей столице. Как представляется, выводы обоих и их подробные исследования должны стать предметом тщательного изучения природоохранной прокуратуры города Москвы. Возможно, потребуется проведение комплексной экспертизы или нескольких экспертиз с привлечением, помимо названных, других соответствующих ученых.
Почему так? Потому что простого обращения по поводу существующих проблем к средствам массовой информации и правительству Москвы, как усматривается из сложившейся ситуации, явно недостаточно. К сожалению, психологические наблюдения показывают, в чем приходится убеждаться довольно часто, при выполнении должностных задач нередко забывается обязанность заботы о людях, о необходимости обеспечения им нормальной среды для проживания. Защита интересов неопределенного круга лиц, в данном случае москвичей и
особенно детей, обязанность органов прокуратуры. Если будет недостаточно полномочий природоохранной прокуратуры столицы, то есть более высокая инстанция - Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая вправе обратиться в случае необходимости с адекватными мерами прокурорского реагирования.
Представленная информация настолько остра по своему содержанию, что дает основания обратиться к бывшим коллегам по парламенту, которые будут выступать с комментариями по данной теме или которые будут знакомиться с нею, с предложением о целесообразности подготовки парламентского запроса правительству Российской Федерации о необходимости рассмотрения состояния экологической обстановки в Москве и мерах по устранению причин, способствующих увеличению заболеваний граждан вследствие нарушений экологии.
Вместе с тем, с учетом предстоящего в апреле заслушивания председателя правительства Дмитрия Медведева на заседании Государственной Думы, было бы полезно задать ему предварительные вопросы на экологические темы как в столице, так и в других регионах России. Цель этих вопросов - выяснить позицию правительства и какова его мобилизующая роль, а также крупного бизнеса в защите экологии страны.
Борис Чернышов
зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР
27.03.2019 00:36
В ближайшее время в Государственной Думе в формате соответствующей рабочей группы мы будем рассматривать эту проблему. Пригласим ученых, исследователей, которые представят свою независимую оценку и определят, какое воздействие оказывают эти реагенты.
Это действительно очень большая проблема. Страдают в первую очередь дети, страдают также животные, страдают маломобильные люди, у которых зачастую приходят в непригодность средства, с помощью которых они передвигаются. Недавно один избиратель, человек с инвалидностью, написал мне, что у него испортилась коляска, именно из-за постоянного воздействия реагентов на ее прорезиненную часть.
Мы также знаем, что реагенты, которые постоянно попадают и на элементы одежды, и особенно на обувь, приносят многим реальный материальный ущерб, поскольку людям приходится чаще менять зимнюю обувь.
Во всем нужно тщательно разбираться, заслушивать независимую экспертную оценку, чтобы понимать, кто, чего и где закупает, и чтобы в этом вопросе у нас не было каких-то двух точек зрения. Раз есть не придуманная кем-то, а вполне реальная информация о том, какой ущерб наносят реагенты детям, животным, старикам, инвалидам, то все это нужно придавать огласке и принимать правильные решения. Либо придется менять заказчиков и производителей этих реагентов, либо исходить из возможности использования песка, или каких-то других современных и экологически безопасных форм борьбы с гололедом. Напомню, что в советские времена антигололедные реагенты не применялись, использовался в основном песок. И вряд ли можно утверждать, что случаев травмирования людей в зимний период тогда было больше, чем сейчас.