Алексей Александров: Парламент должен не формально нажимать на кнопки, а вникать в суть вопросов и высказывать свое мнение
08.04.2019 23:08
Алексей АлександровКонечно, я считаю, что нужно расширять полномочия парламента. Сам факт расширения полномочий парламента говорит о демократизации. Я очень давно стою на позиции и усиления парламентского контроля, и парламентских расследований, которых в течение многих лет у нас не было.
И естественно, я выступаю и за то, чтобы парламент участвовал в формировании правительства. Другое дело, нужно понять, стоит ли для этого менять Конституцию, или уже в тех условиях, которые у нас существуют, можно начать какие-то действия по усилению контроля парламента за деятельностью правительства. Возможно, в регламентах Госдумы и Совета Федерации следует предусмотреть более активное участие членов правительства в процессе парламентских слушаний, в проведении каких-то парламентских мероприятий. Они и сейчас в них участвуют, но нередко это носит чисто формальный характер.
Изменять Конституцию – это сложный процесс, особенно в наше турбулентное время. И мы сейчас заинтересованы как раз в стабильности Конституции. Но одновременно мы заинтересованы и в усилении контроля за представителями исполнительной власти. Это депутатские запросы, это парламентские слушания, это отчеты министров, участие министров в работе каких-то парламентских комиссий, где министры давали бы необходимые пояснения депутатам. Парламентские комиссии должны быть более полномочными в общении с членами правительства, и именно с министрами, а не с их замами, что очень важно. Причем, обсуждение должно быть спокойное, без напряжения, на самом высоком уважительном уровне. Нужно стараться избегать бестактных заявлений и грубых, дерзких выражений, которые иногда позволяют себе в Госдуме представители оппозиционных партий. Совместная работа парламента и правительства должна проходить в максимально доброжелательной обстановке, в спокойной, деловой форме.
Но в принципе, я бы считал, что прежде, чем кандидат в министры назначается президентом, он мог бы пройти какое-то условное согласование в парламенте. Скажем, Совет Федерации назначает по представлению президента очень серьезных должностных лиц: судей Верховного суда, судей Конституционного суда. То есть, высокие кадровые вопросы мы решаем вместе. Почему бы нам не распространить это и на представителей исполнительной власти?
Так что, в целом предложение Вячеслава Володина, безусловно, правильное для государства, где есть парламент. Последний должен не формально нажимать на кнопки, а вникать в суть вопросов и высказывать свое мнение. А любой министр – это руководитель целой отрасли, он должен быть публичной фигурой и не бояться оценки со стороны парламента. Тем более, что мы гарантируем самое уважительное и доброжелательное отношение.