Аэрофлот» после катастрофы в «Шереметьево» каждый день отменяет рейсы на SSJ-100.
Как пишет BFM, в соцсетях полагают, что таким образом компания, возможно, намекает на некую техническую недоработку в самих лайнерах.
О том, что самолеты SSJ-100 были навязаны компании «Аэрофлот» государством, в своем Instagram написала, в частности, Ксения Собчак сразу после трагедии в аэропорту «Шереметьево». К слову, Собчак снимала один из последних выпусков для своего YouTube-канала в самолете компании «Аэрофлот», и название перевозчика, мягко говоря, бросалось в глаза.
В связи с массовой отменой рейсов SSJ пользователи соцсетей стали рассуждать на тему того, что таким образом компания делает все для того, чтобы наконец отказаться от использования этих судов, которые и так половину времени стоят на земле. Версию о такого рода демарше комментирует независимый эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству Андрей Крамаренко: «Если они отменяют их восемь лет подряд каждый день, то как можно рассматривать их как саботаж и попытку избавиться? Ничего не изменилось, кроме того повышенного внимания. Все, кому надо было быть в курсе особенностей эксплуатации Superjet, они в курсе уже с тех пор, как первые Superjet в «Аэрофлот» попали».
После трагедии пассажиры стали также жаловаться на то, что «Аэрофлот», продавая билеты на самолеты других производителей, непосредственно перед рейсом менял борт на SSJ-100. В соцсетях это восприняли не иначе, как то, что компания понимала: на Superjet пассажиры летать просто боятся. Однако замена борта перед вылетом — нормальная практика, и если на рейс продано слишком мало билетов, поднимать в воздух большой Boeing просто невыгодно, эффективнее заменить его меньшим по размеру SSJ-100. А вот массовую отмену рейсов этих самолетов, которую мы видим сейчас, действительно можно объяснить перестраховкой, считает главред портала Avia.ru Роман Гусаров: «Самолет был сертифицирован авиационными властями, причем не только России, но и европейскими. Это означает, что все требования, которые предъявляются к системам, установленным на этом воздушном судне, соответствуют стандартам безопасности, причем мировым стандартам, поэтому я полагаю, что сейчас то, что происходит в «Аэрофлоте» с отменами рейсов Superjet, это больше связано, возможно, с перестраховкой или с тем, чтобы, может быть, дать своим клиентам некий месседж, что мы готовы по возможности, если вы сейчас боитесь, пока идет расследование, летать на Superjet, менять его на другие воздушные суда».
Что же касается хода расследования причин катастрофы в аэропорту «Шереметьево», в результате которой погиб 41 человек из 78 находившихся на борту, то приоритетной является версия о том, что причиной стали неправильные действия экипажа. Однако пользователи соцсетей выражают сомнения в объективности расследования. Как писал перед гибелью Сергей Доренко в своем телеграмм-канале: "К примеру, очень странно, что представители компании «Гражданские самолеты Сухого» вошли в состав комиссии(по расследованию катастрофы SSJ - ред). Туда же ломится войти и сам Аэрофлот. Это вот с какой стати?
Как бы Вы прокомментировали ситуацию с самолетами SSJ-100? — с таким вопросом Regions.ru обратилось к парламентариям.
14.05.2019 11:43
Если мы внимательно посмотрим на карту Российской Федерации, то увидим, насколько территория нашей страны огромная, и при этом она вытянутая. И понятно, что именно авиация предоставляет возможность перемещаться по такой территории наиболее быстро и эффективно.
Исходя из этого становится очевидно, что в России должно быть создано министерство гражданской авиации, о чем неоднократно говорил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Оно и должно заниматься вопросами восстановления отечественного авиастроения, которое было разрушено после распада Советского Союза. А разрушено оно было не без участия лоббистских группировок, которые навязывают нашей авиационной индустрии зарубежные модели самолетов.
Так вот, для того, чтобы в стране лоббировались интересы нашего авиапрома, и должно быть создано министерство гражданской авиации. Оно обязано следить за качеством аэропортов, подготовкой гражданских пилотов, заниматься развитием средней и дальней авиации.
Пока еще нет результатов расследования трагедии в Шереметьево, и мы не знаем, насколько виноваты пилоты, насколько был плох самолет. Кто сказал, что причины катастрофы заключаются исключительно в низком качестве этого самолета?
Но в любом случае, если мы не будем заказывать нашему гражданскому авиапрому крупные партии самолетов, то нечему будет развиваться. У нас ведь есть очень хорошие модели самолетов, тот же Ил, выпуск которых надо налаживать и развивать.
Одним словом, Россия должна обладать собственными гражданскими самолетами, чтобы перемещать огромное количество людей в любую точку нашей страны в любое время. Мы не можем пользоваться импортными самолетами, когда нам в любой момент могут перекрыть поставку запчастей, поставку специалистов, и прекратить обслуживание этих самолетов. Тем более мы прекрасно понимаем, насколько серьезно все они напичканы электроникой.
Когда в такой огромной стране нет министерства гражданской авиации, то не стоит удивляться, почему у нас нет конкурентоспособных самолетов, почему у нас нехватка пилотов, почему низкого уровня и качества аэропорты. Построили только несколько аэропортов в канун ЧМ по футболу – на этом все и закончилось. А ведь должно быть огромное количество пересадочных, межрегиональных аэропортов, должна развиваться малая авиация. Вместо этого мы поддерживаем авиастроение иностранных государств!
Я очень надеюсь, что расследование причин случившейся катастрофы приведет к правильным выводам. Все-таки на кону стоит репутация «Аэрофлота». Но еще раз подчеркну, что основной вывод, который здесь напрашивается, - это необходимость создания министерства гражданской авиации РФ, которое ставило бы перед собой задачу восстановления нашей авиационной промышленности, строительства новых аэропортов, воссоздания нашего научного и кадрового потенциала в области авиации, выделения существенных средств для различных авиационных изысканий и разработок. Если немцы со своими дорогами создают один из лучших автомобилей в мире, то Российская Федерация со своими пространствами должна создавать лучшие в мире самолеты, а не тратить огромные средства на приобретение зарубежных лайнеров.
14.05.2019 11:43
Думаю, что с самолетом SSJ-100 ситуация уже многие годы складывалась действительно не очень удачная. Много лет этот самолет осваивали, делали его вместе с иностранцами, долго производили детали, долго собирали. Одним словом, немало ушло времени на то, чтобы выпустить его в эксплуатацию. Ну а потом сразу начались какие-то неудачи, ЧП. Достаточно вспомнить первую аварию во время демонстрационного полета в Индонезии, когда погибли и наши испытатели, и местные пилоты.
В общем, говорить, что это идеальная машина, что у нее имеется большой авторитет среди авиационников, я бы не стал: ее все время преследовали какие-то неудачи, все время что-то было неладно. И я знаю многих людей, специалистов, которые очень косо смотрели на этот самолет. Помню, в прессе я не раз читал о том, как многие солидные компании, в том числе из Сибири, просто отказывались от этой модели.
Что касается катастрофы в Шереметьево, то насколько мне известно из тех же СМИ, все больше специалистов склоняется к тому, что в данном случае все-таки повлиял человеческий фактор. Зная, что баки полны горючим, вместо того, чтобы вырабатывать топливо, решено было со второго круга сажать самолет. Почему было принято такое решение, и почему диспетчер с этим согласился, непонятно.
Я также считаю, что свою роль сыграло и то, что первый пилот, несмотря на большое количество часов налета, был плохо подготовлен к экстремальным ситуациям, когда приходится переходить на ручное управление. По-видимому, надо все-таки летчиков учить как полагается, чтобы они в экстремальных условиях не теряли уверенность и принимали правильные решения. Учитывая, что у первого пилота был малый опыт ручной посадки, мне кажется, он просто растерялся в самый ответственный момент. Поэтому нам нужно уделять гораздо больше внимания подготовке и переподготовке летчиков, в особенности тому, как они должны вести себя в экстремальных условиях.
Каждая авария несет какую-то информацию, и очень важно делать очень серьезные выводы и решения, - технические, кадровые, организационные, - чтобы ничего подобного не происходило в дальнейшем.
Что собирается предпринимать сейчас «Аэрофлот», мне неизвестно. Зато я знаю, что в последнее время очень многие стали жаловаться на дороговизну билетов этой компании. Иногда стоимость перелетов самолетами «Аэрофлота» в разы превышает стоимость аналогичных перелетов зарубежных компаний. Даже если «Аэрофлот» сегодня хвалят, даже если его работу отмечает руководство страны, это не значит, что они должны так себя вести и задирать такие цены, которые недоступны рядовому человеку.
14.05.2019 11:43
Понятно, что к расследованию обстоятельств произошедшей трагедии будут привлечены специалисты и профессионалы, способные разобраться во всех деталях. Поэтому нельзя исключать заинтересованности в этом деле всех сторон. Есть «Аэрофлот» с его задачами, есть «Сухой», есть Росавиация. И каждый, добиваясь истины, будет стараться одновременно, насколько это возможно, трактовать ее в своих интересах.
Мне кажется, в данном случае свою немалую негативную роль сыграл чрезмерный расчет на то, что техника, компьютерная автоматика может заменить человека. Это неверный тренд, который сегодня заполонил абсолютно все – начиная от программ электронного обучения школьников элементарным дисциплинам и заканчивая обсуждаемой ситуацией, которая продемонстрировала неготовность экипажа, понадеявшегося на возможности техники, устранить возникшие риски.
А главные выводы, которые предстоит сделать из этой трагедии, должны быть связны с обеспечением безопасности от различных факторов: попадания молнии, сбоев в компьютерной системе, и т.д. И любую перестраховку, на это направленную, пассажиры должны воспринимать нормально и с пониманием. Здесь уже лучше, как говорят, дуть на воду, что сегодня, видимо, и происходит.
На сегодня эксперты однозначно заявляют, что подавляющая часть жертв трагедии SSJ-100 погибла от удушения ядовитыми газами при пожаре в хвосте самолета. А между тем, уже давно во многих странах в обязательном порядке не только на транспорте, но и в каждой квартире, офисе, тем более ресторане, кинотеатре, на случай пожара на каждого находящегося там человека предусмотрен современный эффективный противогаз-маска одноразового применения. Надев этот противогаз, человек как раз имеет реальный шанс, не задыхаясь от продуктов горения, выбраться из заполненного дымом помещения. Такую практику надо было уже давно узаконить и у нас, особенно на самолетах, кораблях, в местах повышенной опасности. И это один из очевидных выводов! Извлечь его надо было уже давно, причем, из случаев с пожарами не только на борту самолетов, но и в любых других закрытых пространствах, будь то ночной клуб, торговый центр, и т.д.
Что же касается замены по техническим причинам рейсов суперджетов, боингов, то это абсолютно нормальная история. Но совсем останавливать эксплуатацию «сухих», я считаю, преждевременно. По этой причине тогда можно и весь автопарк, и не только отечественный, на прикол поставить, и 90% дорог закрыть!
Здесь нужно искать какой-то компромисс. Ну например, временно можно было бы использовать эти самолеты преимущественно для почтовых, для каких-то грузовых перевозок.
И еще одно наблюдение. У нас практически минимизированы случаи не то что аварий, а просто каких-либо незначительных сбоев на т.н. спецбортах, предназначенных для перевозок VIP-пассажиров – членов правительства, делегаций парламентариев, высокопоставленных военных чиновников, и т.д. Так вот, мы смогли бы обеспечить реальную безопасность суперджетов, если бы предоставили их таким вип-персонам, которых у нас огромное количество. Тогда бы, уверяю, самолеты очень быстро удалось бы «доработать» и привести в соответствие со всеми требованиями надежности и безопасности пассажирских авиаперевозок! И сам процесс эксплуатации и производства суперджетов не пришлось бы серьезно приостанавливать.
Валерий Рашкин
Первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей, фракция КПРФ
14.05.2019 11:43
Ну во-первых, я считаю, что развал и разгром нашего отечественного авиапрома как раз и объясняет ситуацию с самолетами SSJ-100. Мы наблюдаем сегодня итоги развала нашего авиапрома. Напомню, что в свое время треть населения мира летала на наших «илах» и «тушках», все были удовлетворены их качеством и особенно надежностью. По авариям мы были тогда в самом хвосте в мире, обладая самыми лучшими безаварийными самолетами.
Второе. Когда более 50% всех комплектующих собирается из других стран, и нет отечественных, гарантировать гостовское качество техники, как это было в советское время, невозможно. Эти состыковочные схемы, с использованием комплектующих из разных стран, всегда очень тяжело отражаются на надежности.
Третий фактор связан с потерей должного обучения и подготовки специалистов. Мы утратили лучшие традиции в подготовке летчиков, первых пилотов. К сожалению, сегодня нередко бывает, что когда отказывает какая-то часть бортовой электроники, летный состав становится беспомощным. А давайте вспомним начало эры развития самолетостроения, когда вообще электроники не было, а люди летали, и не разбивались, и сохраняли и пассажиров, и самолеты. Это говорит о том, что тогда существовала высочайшая квалификация летчиков. Сегодня же это утеряно, причем утеряно сознательно, с тех пор как на работу в России начали приглашать иностранных летчиков, увольняя наших профессиональных летчиков, или недоплачивая им. В итоге у нас был сильно подорван престиж самой профессии.
А теперь мы получаем трагические результаты той политики. Как известно, при посадке SSJ-100 в Шереметьево, шасси пробило топливные баки, и самолет загорелся. На мой взгляд, налицо чисто непрофессиональная подготовка, или растерянность, неготовность экипажа к аварийной посадке. Это же надо было такой удар совершить, чтобы шасси пробило топливные баки!
Ну а то, что происходит вокруг SSJ-100 сейчас, вполне закономерно: предполетные проверки этих самолетов ужесточились, и наверное, это правильно. Специалистам, которые дают разрешение на взлет того или иного борта того или иного рейса, лучше перестраховаться, чем получить какие-то новые ЧП. Думаю, это будет длиться до тех пор, пока не будут сделаны соответствующие выводы комиссией, которая разбирается сейчас в причинах катастрофы. Насколько объективны будут ее выводы, сказать сложно, но других комиссий у нас нет. Если они в чем-то ошибутся, тогда, возможно, встанет вопрос о создании какой-то другой комиссии – по требованию депутатов, прокуратуры, Следственного комитета, или по поручению президента. Но для этого нужны будут серьезные аргументы и веские основания. Вначале нужно дождаться выводов действующей комиссии и дать им оценку.
Но главное, я убежден, что если мы не будем опираться на наших, отечественных конструкторов, инженерию, на наш опыт, - и в авиастроении, и в подготовке летного состава, - у нас периодически так и будут происходить какие-то ЧП. Нельзя жить чужими головами, чужими традициями и чужой техникой. Необходимо восстанавливать отечественное самолетостроение, очень серьезно, на профессиональной основе. Мы были когда-то передовой страной в этой области, и к этим позициям нам надо возвращаться.