Алексей Александров: В результате перестройки для огромного количества людей в стране высшей ценностью стали деньги, деньги любой ценой, а любая цена – это преступная цена
08.07.2019 21:52
Алексей АлександровВы знаете, я считаю, что эта проблема носит более общий характер, чем просто ситуация с привлечением к ответственности ряда сотрудников ФСБ.
Конечно, сама по себе эта ситуация вызывает шок, - по той причине, что органы государственной безопасности в СССР и в большой России всегда представляли собою элиту. Поэтому для ветеранов госбезопасности, естественно, является шоком, когда, к примеру, следователь ФСБ ворует золотые часы во время обыска, или когда оперативник ФСБ во время обыска засовывает в задний проход обвиняемого карабин, и делает человека инвалидом первой группы, разрывая ему все органы. Конечно, ветераны испытывают потрясение, когда узнают про то, как руководители подразделения центрального аппарата участвуют в организованной преступной деятельности. Напомню также, что в начале перестройки в органах ФСБ оказались предатели, которые торговали секретами. Все это, конечно, было невозможно раньше. И это на самом деле шоковая ситуация, потому что это просто страшно для государства. Если люди, стоящие на страже государственной безопасности, совершают такие вещи, они становятся еще и предателями. Они совершают не столько корыстные преступления, сколько предательство государства, которое доверило им свою безопасность, идут на государственную измену.
Но причина еще более глубокая и опасная. В результате перестройки для огромного количества людей в стране высшей ценностью стали деньги, деньги любой ценой, а любая цена – это преступная цена. Это означает разрушение правосознания, разрушение нравственных начал в сознании человека. Вот почему нам сейчас как воздух нужно правовое воспитание детей в школах, маленьких детей. Именно правовое и нравственное воспитание, потому что никакими санкциями, никакими тюрьмами мы ничего не изменим. Это абсолютное бесполезное дело, когда и сенаторы, и наши друзья-депутаты говорят, что вот вчера было 10 лет лишения свободы, сделаем 15 лет, и будет нам счастье. Нет, это не так.
Конечно, нужно привлекать к ответственности людей, которые совершили преступления. Но главное не в этом. Нужно создать условия, которые исключали бы совершение преступлений. Наукой криминологии такие условия давно разработаны, поэтому необходимо вернуться к науке. В правоприменительной практике, в политике нужно больше использовать труды ученых из числа юристов, криминоведов. Они давно уже все разработали, но результаты их трудов у нас, к сожалению, остаются не востребованными. Соответственно, для нас очень важно создавать сегодня специальные экспертные центры, и прежде всего при президенте, потому что нужно, чтобы этих ученых услышали.
Есть такая пословица: если ты хочешь навести порядок в доме и подмести пол, ты прежде всего приведи в порядок метлу, чтобы она не разваливалась у тебя на отдельные прутики. Поэтому не случайно президент дал сейчас команду произвести чистку, усилить борьбу с преступностью, и прежде всего в правоохранительных и судебных органах. Другое дело, что, наверное, это надо было делать немножко раньше. Но лучше поздно, чем никогда.