Олег Шеин: Зарплата врачей выросла, но за счет потогонного труда, который провоцирует в том числе и врачебные ошибки
30.08.2019 00:11
Олег ШеинНачнем с того, что в развитых странах доля затрат на здравоохранение составляет порядка 7% ВВП, а в России – 3,5%. Это означает, что наша медицина в целом недофинансируется вдвое. Во многом это связано с ситуацией, при которой где-то 30 миллионов человек работают у нас либо вообще без оформления трудовых договоров, либо в условиях «серой» занятости, когда официальная зарплата составляет порядка 10 тысяч, а все остальное проходит неофициально. Таким образом, бюджет и внебюджетные фонды недополучают примерно 12 трлн рублей, и соответственно, серьезно недополучает и фонд ОМС.
Что касается второстепенных причин, то их довольно много. Это в том числе проблема с финансированием майского указа президента, когда было принято решение поднять зарплату бюджетникам, но из федерального бюджета не были в достаточном объеме предоставлены средства. В результате получилось, что местные власти просто провели серьезное сокращение штатов. Соответственно, ту работу, которую раньше выполняли три врача, стали выполнять двое. Зарплата врачей выросла, но за счет потогонного труда, который в том числе провоцирует врачебные ошибки и последующие уголовные дела против врачей.
Следующая проблема связана с отсутствием внятных правил оплаты труда, когда есть небольшой оклад в 7-8 тысяч, а все остальное – это премии на усмотрение главврачей. То есть, зарплата врача зависит не от их квалификации, а от того, насколько плохо или хорошо к нему относится начальник.
Все эти элементы наряду с некоторыми другими, конечно же, формируют кризис в системе здравоохранения. И вот недавно он отразился, в частности, в инциденте с врачами Нижнего Тагила.
А что нужно делать, совершенно понятно. Нужно увеличивать финансирование здравоохранения, вводить четкие правила по заработной плате вместо действующих сегодня премиальных систем, легализовывать занятость. Одним словом, все системные мероприятия ясны, но они противоречат всему тому, чем занималось правительство в последние несколько лет. Поэтому правительству, конечно же, будет сложно делать сегодня то, что оно само в свое время ликвидировало.