Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Пиши не пиши, а суды как выносили неправосудные решения, так и будут выносить. Парламентарии об открытом письме Зорькину

19.09.2019 20:29


Российские юристы написали открытое письмо председателю Конституционного суда РФ Валерию Зорькину по делу активиста Константина Котова, осужденного на четыре года лишения свободы по так называемой «дадинской статье». Письмо опубликовано в разделе блогов на сайте «Эха Москвы». Его подписал 21 человек, среди которых кандидаты и доктора юридических наук.

Как сказано в письме, дело Котова «обозначило новый печальный рубеж», так как в нем «открыто нарушен ряд правовых позиций Конституционного суда РФ».

Авторы письма напоминают, что при рассмотрении дела активиста Ильдара Дадина Конституционный суд, в итоге отменивший обвинительный приговор Дадину, выработал ряд позиций. В частности, указывалось, что исполнение властями правил, регулирующих порядок публичных собраний, не должно быть самоцелью и «не должно создавать скрытые препятствия для реализации защищаемой [Европейской] Конвенцией свободы мирных собраний; что «для ограничения политических выступлений или выступлений по иным важным вопросам общественной жизни необходимы веские причины»; что «в правовой системе России преступлению — в отличие от иных правонарушений — должна быть присуща криминальная общественная опасность»; что «проведение демонстрации без предварительного согласования, не обязательно оправдывает карательные меры, применяемые властями за участие в публичном мероприятии».

Юристы указывают, что приговор Котову «явно не соответствуют названному и другим решениям Конституционного суда РФ».

«Нам трудно советовать Вам, что можно предпринять в ситуации, когда игнорируются решения Конституционного суда. Но, может быть, исходя из нынешнего состояния конституционной законности, стоит подумать о том, чтобы Конституционному суду обратиться с посланием к Федеральному Собранию. […] Это стало бы первым посланием Конституционного суда, основанном на анализе исполнения, а вернее неисполнения его решения по конкретному делу («делу Дадина»). В нем можно было бы сказать также о том, что сам парламент не внял рекомендации  суда об уточнении нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное статьей 212.1 преступление и мер наказания с учетом правовых позиций Конституционного суда (пункт 3 резолютивной части), и о недопустимости пренебрегать решениями Конституционного суда органами исполнительной и судебной власти», — цитирует документ Znak.com.

Напомним, Котов за последние три месяца получил три административных наказания: за организацию несанкционированной акции 15 мая (часть 8 статьи 20.2 КоАП), за участие в несогласованном митинге в поддержку Ивана Голунова (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП, штраф 15 тыс. рублей), а также за призывы к участию в несанкционированной акции на Трубной площади (часть 2 статьи 20.2, арест 10 суток). В акции 27 июля он участия не принимал, потому что отбывал арест. 12 августа в отношении него возбудили уголовное дело, а 13 августа его задержали и доставили на допрос в Следственный комитет. По словам адвокатов Котова, расследование его дела длилось всего три дня.

Вину в инкриминируемых деяниях Котов не признавал, говорил, что «судят не его, а право на свободу слова и свободу собраний».

Правозащитный центр «Мемориал» признал Константина Котова политическим заключенным.

Что Вы думаете по поводу обращения российских юристов к Валерию Зорькину? Необходимо ли сегодня главе КС выступить перед парламентом с посланием о состоянии конституционной законности? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

20.09.2019 11:11

Открытое письмо группы юристов председателю Конституционного Суда РФ Валерию Зорькину в связи с уголовным делом Константина Котова у меня вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, заслуживает безусловной поддержки профессиональное стремление юристов выступить в защиту конкретного человека, несправедливо по их мнению осужденного судом без учета решений Конституционного Суда РФ, С другой стороны, возникает досада вследствие отступления от известных юристам правовых норм, регламентирующих поводы, основания и порядок подачи обращений в Конституционный Суд. 

Вынужден напомнить, что в соответствии с федеральным конституционным законом (ФКЗ) о Конституционном Суде Российской Федерации нет формы в виде открытого письма к председателю Конституционного Суда, если авторы полагают необходимым рассмотрения какого-то вопроса в рамках компетенции данного суда с возбуждением соответствующего дела. Есть одна форма - это обращение в Конституционный Суд с соблюдением требований статьи 37 ФКЗ о Конституционным Суде. Но это не открытое письмо к председателю. Предлагаю вспомнить, например, что Конституционный Суд отказал в принятии к производству и рассмотрению заявления группы депутатов Государственной Думы, не согласных с принятием закона по пенсионной реформе из-за несоблюдения требований закона о форме обращения. Открытое письмо к председателю является всего лишь предложением вступить с авторами в публичную дискуссию на страницах СМИ по поднимаемым темам.

В числе таких тем поднимается тема о повышении ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда и тема о необходимости направления послания Конституционного Суда Федеральному Собранию. С постановкой данных тем следовало бы согласиться, если бы не некоторые обстоятельства процедурного свойства.

В частности, в соответствии со статьей 6 ФКЗ о Конституционном Суде его решения обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами независимо от ветвей государственной власти. В то же время Конституционный Суд является субъектом законодательной инициативы в соответствии 104 ст Конституции РФ по вопросам своего ведения. В этой связи законодательные меры по совершенствованию защиты решений Конституционного Суда (возможно, путем введения нового состава преступления или состава административного проступка) должен предложить сам Суд. Насколько известно, практика показывает, что пока в указанных целях направляются соответствующие письма за подписью председателя Конституционного Суда.

Конечно, с точки зрения политической стратегии, послание Конституционного Суда Федеральному Собранию в современных условиях было бы важнейшим политическим событием. О необходимости послания я упоминал неоднократно в соответствующих комментариях. Но и здесь есть правовой пробел, который должен восполняться по законодательной инициативе, прежде всего, самого Конституционного Суда. Необходимы поправки в указанный закон о процедуре подготовки и оглашения послания Федеральному Собранию. Ведь в статье 100 Конституции РФ лишь имеется упоминание о том, что палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания для заслушивания посланий Конституционного Суда. Есть все основания предполагать, что отсутствие посланий Конституционного Суда в течение более 25 лет и невведение процедурных норм по данной проблеме сдерживается политическими причинами или политическими мотивами. Напомню, как в свое время активная позиция Конституционного Суда побудила бывшего президента России Бориса Ельцина внести сдерживающие деятельность суда поправки в законодательство о данном суде. Убежден, что в современных условиях влияние Конституционного Суда на современное развитие и совершенствование государственности современной России путем реализации конституционной нормы о посланиях должно быть незамедлительно реализовано. Полагаю, что при этом меньше будет публичных идей об изменении Основного Закона государства.

Что касается использования авторами в открытом письме дела Константина Котова, то полагаю, что они пока поспешили. Дело в том, что адвокаты и сам Котов обжаловали приговор и иерархия судов общей юрисдикция окончательного решения еще не приняли. Думаю, что на соответствующие решения Конституционного Суда будет обращено должное внимание, с учетом в том числе публичных мотивов авторов открытого письма.  

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

19.09.2019 20:30

Напомню, в чем суть проблемы. По делу Ильдара Дадина Конституционный суд выносил решение, смысл которого состоит в следующем. Нельзя подвергать уголовному наказанию человека просто за то, что он два раза выходит на несанкционированные митинги. И как я понимаю, именно в этой связи Ильдар Дадин был освобожден. А в аналогичном случае с Константином Котовым мы получили противоположное решение!

Но мне кажется, что это только часть проблемы, и на самом деле проблема глубже. Она состоит в том, что в стране создана фактически система сословного права. Скажем, для государственных деятелей существует отдельная система права, отдельная система защиты, как и для силовиков. Если вы бросили пустую пластиковую бутылку в представителя силовых структур, то вы рискуете сесть, и не на один год. Если же вы чем угодно ударили обычного гражданина, и особенно если вы представитель силовых структур, то совершенно не факт, что вам грозит хоть какое-то наказание.

Поэтому я считаю целесообразным выступлением председателя Конституционного суда перед представителями парламента. Более того, по моему мнению, Конституционный суд мог бы в рамках своих полномочий обратить внимание властей, - от парламента до президента, которые являются участниками законотворческого процесса, - на то, что у нас фактически создается система сословного права. Такая система точно не подвинет нас вперед, точно не обеспечит модернизации страны и экономического прорыва, о котором много раз говорил президент.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

19.09.2019 20:30

Да никакие выступления председателя КС перед парламентом ничего не изменят, пока у нас не поменяется в корне судебная система, пока не будет введена выборность судей!

Это же очевидно, что судебная система игнорирует не только дух и букву законов, но еще и дух и букву Конституционного суда. И дело Константина Котова это ярко продемонстрировало. Кстати, совсем недавно у нас в Думе развернулась дискуссия вокруг применения уголовной статьи за неоднократные правонарушения. Мы как раз и указывали на позицию КС, который четко обозначил, что не должно наступать уголовного наказания в случае повторения определенных видов административных правонарушений.

Мы же прекрасно понимаем, что при заведении административных дел у их фигурантов и прав таких нет, как в уголовном судопроизводстве, и система доказательств строится по-другому. Скажем, мы знаем, как выносятся зачастую административные протоколы. Написал сотрудник полиции, что задержанный ругался матом, и суд считает, что нет оснований не доверять сотруднику полиции. И так происходит несколько раз подряд. Такой случай и на административное правонарушение не тянет, но человека сажают за решетку на абсолютно ложных основаниях! То есть, решения по привлечению к административной ответственности, без всяких проверок их обоснованности, очень часто ложатся у нас в основу уголовного обвинения. А этого быть не должно, и именно на это указывал КС, но в случае с приговором Котову суд его позицию действительно проигнорировал.

А возьмите ситуацию с приговором Павлу Устинову: парню дали 3,5 года, а он вообще ничего криминального не совершал! За что его осудили? За то, что сотрудник полиции при попытке его задержать растянул себе плечо?! Непонятно, причем тут Устинов, когда сотруднику полиции, возможно, нужно просто лучше заниматься собственной физподготовкой. Я считаю, что это вообще вопиющий случай, когда наказали совершенно невиновного человека. Есть видео, есть фото, которые доказывают его невиновность, но суд не берет это во внимание!

Поэтому, можно писать и Зорькину, и кому угодно, но толку никакого не будет. Пиши не пиши, а суды как выносили неправосудные решения, так и будут выносить. Вот почему нужно принципиально менять формирование судебной системы, вводить выборность судей. Люди, которые решают работать в судебной системе, сначала должны проходить общественный отбор, т.е. гражданское общество должно влиять на формирование этой системы, определенным образом ее контролировать. В противном случае мы никогда не преодолеем доминирование исполнительной ветви власти над властью законодательной и судебной, а доверие общества к власти в целом будет только снижаться. Это очень опасная тенденция, и мы не должны допускать ее развития.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

"Система электронного голосования должна иметь надежную степень защиты. Почему люди голосуют в кабинках? Для того, чтобы никто человеку не мешал: он один заходит в кабинку и один заполняет свой бюллетень. А когда голосование происходит дистанционно, мы не знаем, где оно происходит и как. Может, человек на работе голосует, и не самостоятельно, а под чьим-то давлением. Но и традиционный способ голосования посредством бюллетеней не может обезопасить от фальсификаций, если нет должного контроля..."

"Не суровость наказания предотвращает преступление, а его неотвратимость. Вот с неотвратимостью наказания у нас как раз проблемы, неотвратимости нам, к сожалению, серьезно не хватает. Вспомните знаменитую историю с госпожой Васильевой. Воровство-то было тогда не где-нибудь, а в армии, по обороноспособности страны удар был нанесен ощутимый, - и ничего, мягонько все закончилось для фигурантов дела..."

"Хочется напомнить, что КПСС тоже побеждала по одномандатным округам. А как только ситуация изменилась, как только Борька «замочил» Мишку, то тут же все бывшие партийные депутаты-мажоритарщики быстренько стали голосовать за Ельцина. Так что, партсписки были бы для них как раз более выгодными, поскольку система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене..."

"Вопрос наименования главы региона - вопрос скорее идеологический, чем юридический. Понятно, что парламент Республики Татарстан хотел бы, чтобы их глава назывался так же, как и глава российского государства, а именно – президентом. В унификации наименования глав регионов видят некий дальнейший шаг к ограничению самостоятельности Республики Татарстан. Но даже руководитель Чечни, которая сейчас демонстрирует, пожалуй, наибольшую самостоятельность, давно именует себя главой республики, а не прези ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении