Елена Афанасьева: Одна из главных проблем наших органов опеки связана с дефицитом кадров и качеством их работы
13.11.2019 21:47
Елена АфанасьеваПо поручению Владимира Вольфовича, естественно, сейчас ведется изучение этого вопроса. Будем смотреть, какие новые формы организации деятельности этой системы смогут предложить законодатели и структуры исполнительной власти.
Безусловно, на сегодняшний день проблемы в органах опеки существуют, и замалчивать их нельзя. Если их замалчивать, это будет сказываться прежде всего на качестве жизни детей, в том числе детей, которые уходят под опеку, усыновляются. И надо не забывать, что органы опеки занимаются и проблемами взрослого населения, ну например, пожилых людей, которые попадают под опеку к своим родственникам, близким, или в социальные учреждения.
Проблемы в работе органов опеки связаны в том числе с тем, что во-первых, там небольшое финансирование, а во-вторых, мало кадров. У органов опеки очень небольшое штатное расписание, да и зарплаты там достаточно низкие, поэтому люди не особо идут на имеющиеся там вакансии. Соответственно, когда мы ставим вопрос о работе наших социальных служб, и в частности, органов опеки, то необходимо вести речь о том, что эта работа должна достойно оплачиваться, должен контролироваться функционал этой работы, чтобы он выполнялся в полном объеме, ну и качество кадров. Надо понимать, что на низкую зарплату высококвалифицированные кадры работать не пойдут. И это очень большая проблема, которую необходимо наконец решать.
При этом хочу подчеркнуть, что я выступаю против ювенальной юстиции. Не в плане судебных разбирательств, когда есть отдельные судебные площадки для несовершеннолетних, а в плане в том числе установления опекунства. Нельзя допускать, чтобы дети изымались из семей, особенно родных, и передавались на воспитание, под опеку, под социальный патронат совершенно другим семьям, если на то нет веских причин. А такое сплошь и рядом происходит сегодня в той же Европе. Взять хотя бы совсем недавний резонансный случай, когда отец троих детей вынужден был выкрасть их из приемной шведской семьи и привезти в Россию. Почему так произошло? Потому что несмотря на то, что никаких проблем у отца не было, его детей отдали в семью с совершенно другими религиозными традициями, совершенно другим языком. Мало того, там еще и каждые два года таким детям меняют семьи, а родные родители уже ничего не могут сделать!
Мы ни в коем случае не должны допускать у себя ничего подобного, и должны понимать, что у нас ментальность абсолютно другая. В отличие от Европы, у нас очень крепкие семейные узы, семьи живут поколениями друг с другом. Зачастую в одном доме, даже не имея проблем с жильем, могут жить сразу два-три поколения одной семьи. Но даже если в семьях люди живут отдельно друг от друга, они постоянно взаимодействуют, помогают своим родным, бабушки и дедушки принимают непосредственное участие в воспитании своих внуков, и т.д. У нас крепчайшие семейные узы, и разрывать их под какими-то надуманными предлогами недопустимо.
Поэтому Владимир Вольфович поставил очень правильную задачу, и в самое ближайшее время нужно будет определиться, что конкретно мы можем предложить и усовершенствовать в работе органов опеки. При этом очень важно опираться именно на наши собственные традиции и устои.