Николай Харитонов: О Лужкове, который был человеком абсолютно открытым и доброжелательным, можно говорить бесконечно много
11.12.2019 14:06
Николай ХаритоновК личности Лужкова я отношусь абсолютно положительно, хотя второй и третий созывы Госдумы были в особенно мощном противостоянии с администрацией президента. А президентом России был тогда Борис Николаевич Ельцин, и не секрет, что именно Ельцин в 1992 году своим указом назначил мэром Москвы Лужкова.
Юрий Михайлович принял Москву в самый сложный момент, когда только-только распался Советский Союз. И его заслуга в том, что он сохранил город для страны именно как ее столицу. Лужков был неутомимым тружеником, и я горжусь тем, что мне доводилось не раз с ним встречаться. В частности, он приезжал в 1998 году в Госдуму поздравить меня с 50-летним юбилеем. А в тот период у него были очень жесткие отношения с депутатским корпусом, тем более, что многие из депутатов пытались отправить его в отставку. И был такой момент, когда он прямо им заявил: не вы меня назначали, и не вам меня снимать. Так вот, он приехал меня поздравить, видимо, в том числе и как человека, который отчаянно защищал нашу российскую деревню. И когда я налил ему по русскому обычаю «рюмку чая», он положил на нее руку и сказал: нет, Николай, я свое выпил, у меня дети, мне надо их поднимать и воспитывать.
Мы хорошо помним, как осенью 1993 года, в период жесткого противостояния президента и парламента, в Свято-Даниловом монастыре, у Его Святейшества Алексия II проходили своего рода переговоры представителей двух ветвей власти, в которых участвовал и Лужков. Мы и тогда пересекались, будучи, можно сказать, по разные стороны баррикад. Но никаких обид я на него никогда не держал и не держу, потому что он зарекомендовал себя великолепным хозяйственником, трудился без устали, и сумел сохранить нашу столицу, Москву, для России.
Не секрет, что в 1998 колоссально вырос авторитет Евгения Примакова, и многие мечтали видеть Примакова президентом, а Лужкова премьером. Но позднее, в 1999 году, исполняющим обязанности премьера был назначен Владимир Владимирович Путин, и Дума это назначение утвердила.
Одним словом, о Лужкове можно говорить бесконечно много, в том числе и о том, что граждане Москвы трижды избирали его своим градоначальником. Он очень уважительно ко всем относился, мог пошутить и над собой, и над другими, любил жизнь, любил Москву, любил работать на земле, заниматься сельским хозяйством. Помню, как уже годы спустя после своей отставки он приглашал нас с Геннадием Зюгановым приехать к нему в Калининградскую область и посмотреть, как он занимается выращиванием гречихи, пчелами, другим сельхозпроизводством. Лужков был человеком абсолютно открытым и доброжелательным, хотя в какой-то момент ему, к сожалению, пришлось осознать, что многие из его окружения любили и уважали не его самого, а его должность.
Я искренне соболезную родным и близким Юрия Михайловича. Светлая ему память, пусть земля ему будет пухом!