Не ошибается тот, кто не работает: парламентарии о поправках в Конституцию и заявлении «Яблока»
21.01.2020 11:04
21.01.2020 11:09
Ну, это в большей степени пиар-ход со стороны партии «Яблоко», попытка напомнить о себе. У них не так много ярких действий в последнее время, поэтому мы видим сейчас попытку привлечь к себе внимание.
С точки зрения либеральных партий вряд ли можно что-то новое придумать в Конституции, потому что именно либеральный проект заложен в текст действующей Конституции, особенно в ее первую и вторую главы. Они и так максимально либеральный характер носят, поэтому вряд ли здесь можно что-то добавить.
Понятно, что референдум, о котором идет речь, они организовать не смогут. Это просто громкое заявление, которое не будет иметь практических последствий. В данном случае «Яблоко» просто следует логике партийных действий. Любая политическая сила стремится как-то реагировать на актуальные политические события, и получать какое-то отражение своей позиции в прессе. Для этого нужны какие-то заметные шаги, вот они и предприняли такой шаг. С точки зрения политической логики это понятно, но конституционной логики в этом предложении нет.
Те демократические принципы, гражданские права и свободы, которые они перечисляют, получили свое отражение и в действующей Конституции. Вопрос заключается не в закреплении их в Конституции, а в практике их реализации. Это уже немного другое, это поправками к Конституции не изменить.
21.01.2020 11:09
Если партия «Яблоко» хочет создать какую-то свою рабочую группу по выработке предложений по Конституции, она имеет на это право. Как и любые граждане Российской Федерации, они могут этим заниматься. Но президент четко дал понять, что голосование по поправкам к Конституции будет народным, что именно народ примет решение по данным поправкам после того, как рабочая группа их подготовит, отшлифует и представит их в виде определенного документа. Этот документ опубликуют, и потом будет назначено всенародное голосование, в ходе которого и будет принято решение, поддерживают граждане РФ озвученные президентом и отработанные экспертами поправки, или нет.
Также президент объявил, что любые граждане могут внести свои предложения, и они тоже будут рассмотрены. Если среди них будет что-то дельное, толковое, то почему нет? Поэтому и «Яблоко» тоже может присоединиться к этому процессу, и так же, как и любые граждане, подготовить какие-то свои предложения. А ценности и принципы, которые они предлагают закрепить в Конституции, включая разделение властей, свободу СМИ и т.д., там и так все обозначены. Все эти принципы работают, - какие-то лучше, какие-то хуже. Но мы знаем, что не ошибается только тот, кто не работает. При необходимости на законодательном уровне какие-то вещи поправляются, совершенствуются, но главное, что в Конституции все, на что обращают внимание в партии «Яблоко», уже прописано. Поэтому пока непонятно, что принципиально нового они могут предложить. Мне кажется, их инициатива больше похожа на популизм, некий пиар-ход, демонстрируемый перед выборами в Государственную Думу, которые состоятся в 2021 году. Видимо, партия «Яблоко» хочет как-то о себе заявить, добиться того, чтобы о ней вспомнили.
Президент озвучил конкретные предложения по Конституции, обратившись не только к обеим палатам парламента, но ко всей нации. Поэтому теперь выбор остается за народом: поддержать или не поддержать поправки, которые будут вынесены на всенародное голосование.
21.01.2020 11:09
Ну во-первых, фундаментальные предложения по изменениям в Конституцию внес Владимир Путин во время оглашения своего послания. И я все-таки сторонник того, чтобы поработать исходя именно из тех основных, стратегических, фундаментальных предложений, которые прозвучали от президента нашей страны. Для этого создана специальная рабочая группа, куда вошли в том числе члены Федерального Собрания, представители научного сообщества, творческой интеллигенции, гражданского общества. То есть, достаточно широкий круг людей работает сейчас над конкретизацией тех предложений, которые прозвучали от главы нашего государства.
Думаю, мы должны идти именно в свете тех направлений, которые определил президент как гарант Конституции РФ и как глава государства. Конечно, когда возникают какие-то предложения со стороны политических партий, это тоже хорошо. Но с другой стороны, не хотелось бы, чтобы начавшаяся сейчас работа над поправками к Конституции утонула в рассмотрении альтернативных предложений, которые уводят от основных, стратегических направлений, определенных главой государства. Все-таки Конституция – это основной документ нашей страны, и естественно, к изменениям к нему надо подходить очень аккуратно и осторожно, чтобы не сломать общую конструкцию, основополагающие принципы и идеи, которые заложены в Конституции.
Насколько я понимаю, созданная рабочая группа как раз соотносит работу над поправками и с теми вызовами, которые существуют в нашем обществе, и с теми потребностями перемен, в которых общество нуждается, особенно в плане усиления роли парламента во многих вопросах, усиления влияния гражданского общества. При этом очень важно, при подготовке тех изменений, которые предстоит осуществить, мнение граждан было слышно через парламент. Члены парламента являются выразителями мнения своих избирателей, и особенно депутаты Государственной Думы, которые избираются в результате прямых выборов. Они находятся в постоянном контакте, взаимодействии со своими избирателями и знают не понаслышке о требованиях и запросах общества.
В любом случае, если у «Яблока» есть какие-то свои предложения, это тоже хорошо, и я думаю, они тоже могут быть рассмотрены рабочей группой, которая у нас создана. Я просто не хочу, чтобы размывались, еще раз повторю, те принципиальные позиции, которые высказал президент нашей страны. Понятно, что есть большой соблазн заявить о какой-то своей позиции, и особенно у оппозиционных партий, к коим себя относит «Яблоко». Но такие вещи ни в коем случае не должны исходить из какой-то сиюминутной политической конъюнктуры.
Думаю, что рабочая группа по подготовке конституционных поправок достаточно представительна, и отражает мнение в целом нашего российского общество. И я очень надеюсь, что мы не отойдем от тех принципиальных направлений, которые определены главой государства. Поэтому хотелось бы, чтобы работа над поправками была очень конкретной, эффективной, результативной, и соответствовала тем целям, которые обозначил президент нашей страны.
21.01.2020 11:09
Свой комментарий полагаю необходимым начать с конституционного положения об обязанности президента Российской Федерации обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.
Так, согласно пункту "е)" статьи 84 Конституции РФ "Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства".
15 января 2020 года президент России Владимир Путин публично реализовал указанную конституционную обязанность, выступив с посланием. После его оглашения в средствах массовой информации появились различные оценки относительно содержания послания, особенно в связи с высказанными президентом "основными направлениями" (подчеркиваю это словосочетание) по внесению изменений в Конституцию РФ.
Главным тезисом считаю высказывание главы государства о том, что ресурс действующего Основного закона государства далеко не исчерпан и что 1, 2 и 9 главы Конституции остаются неприкосновенными. Затем президент высказался о возможных направлениях изменений в Основной закон государства, а также о целесообразности проведения по ним дискуссий с учетом мнений избирателей.
Первоначально полагаю необходимым привести основные положения главы 9 Конституции РФ "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ "Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы".
В преддверие запланированной по рекомендации президента публичной дискуссии о поправках и изменениях в Конституцию РФ и возможном голосовании по ним избирателей страны необходимо напомнить содержание других конституционных норм из указанной выше 9 главы.
В частности, статьей 135 предусмотрено:
"1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей".
В свою очередь возможные изменения, о которых упоминал президент в своем послании, должны отвечать требованиям статьи 136 Конституции, а именно: " Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации".
Судя по сообщениям средств массовой информации, президент в рамках предусмотренной процедуры выступил сам с предложениями по изменению Конституции путем внесения соответствующего законопроекта в Государственную Думу. Далее рассмотрение законопроекта будет осуществлено с учетом изложенных выше положений.
Какое будет окончательное содержание принятого законодательного акта, покажет ближайшее время после его рассмотрения палатами Федерального Собрания и законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Валерий Рашкин
Первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей, фракция КПРФ
21.01.2020 11:09
Первое, что хотел бы сказать: хватит лукавить господину Явлинскому вместе с «Яблоком». В свое время они поддержали ельцинскую Конституцию, принятую после расстрела Белого дома, после взрывов снарядов, которые разрывались в Верховном Совете, после разгона законной власти.
Поэтому пусть они не морочат голову избирателям, делая вид, что выступают за демократию. Реальную демократию такие как Явлинский и прочие господа расстреляли в 93-м году. Это их Конституция, а мы, Компартия РФ, за нее не голосовали, были категорически против. Мы еще тогда говорили, что это диктаторская, авторитарная Конституция, наделяющая президента правами больше, чем у Наполеона и у царя вместе взятых. Такой Конституции нигде в мире больше нет, и Явлинский – один из ее идейных вдохновителей, и значит он является одним из виновников того, что именно эта Конституция у нас сегодня действует.
А то, что они призывают сегодня к какому-то народному референдуму – это чистой воды популизм, и нечего «переобуваться» на ходу. Видите ли, президент заявил о необходимости поправок в Конституцию, и теперь они захотели поиграть на этом поле. Хватит, наигрались!
Что же касается созданной рабочей группы по подготовке поправок к Конституции, то давайте посмотрим, сколько граждан, включенных в ее состав, имеют вид на жительство где-нибудь за рубежом или двойное гражданство. Давайте вспомним, какие законодательные инициативы вносил недавно один из ее сопредседателей, господин Клишас. А ведь это были законопроекты по линии ущемления прав и свобод граждан Российской Федерации! Поэтому я от этой рабочей группы ничего не жду. Сегодня они уже начинают говорить о том, что только президент РФ не должен иметь вида на жительство за рубежом и двойного гражданства, исключая при этом правительство, силовиков, губернаторов, депутатов всех уровней, ит.д. Они уже соскальзывают с этого вопроса, который затронул президент в своем послании. И я не удивлюсь, если они больше половины прозвучавших предложений повычеркивают, и оставят в основном только нормы о Госсовете – с тем, чтобы в будущем нынешний президент смог занять пост его председателя.
Да и вообще, поправки к Конституции должны готовиться не какой-то рабочей группой. В самой Конституции написано, что все конституционные изменения должны проводиться Конституционным собранием. И мы в течение многих лет вносили в Думу законопроекты о Конституционном собрании, но «Единая Россия» успешно все заблокировала и «похоронила». Так что, создание этой рабочей группы, неизвестно как сформированной, – это уже нарушение, самое настоящее нарушение Конституции.