Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Регионам нужны не федеральные министерства, а 50% средств от собираемых ими доходов: парламентарии о поддержке регионов

29.01.2020 01:45


Возможность размещения федеральных министерств в регионах для усиления роли субъектов Федерации обсуждалась на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию России, сообщила РИА Новости руководитель лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына.

"Я бы отметила поправку, которая сегодня обсуждалась, это возможность размещения федеральных органов исполнительной власти в регионах... Фактически это децентрализация власти в какой-то степени, когда из центра в регионы предлагается передача дополнительных полномочий, и фактически это усиление роли регионов",- сказала Кислицына. По ее мнению, это предложение направлено на усиление роли регионов, способствует урбанизации и развитию крупных городов с точки зрения агломерации.

"Если будут конкретные предложения по перемещению исполнительных органов власти в регионы, опять же по отраслям, связанным с деятельностью конкретного министерства, то это, на мой взгляд, была бы оправданная вещь",- добавила эксперт. Впоследствии в разговоре с «URA.RU» она уточнила, что «было бы логично увязывать это с экономической специализацией регионов».

«Есть регионы ярко выраженного аграрного сектора, есть промышленного, есть добывающего сектора», — отметила Кислицына, выразив мнение, что министерства промышленности, энергетики и сельского хозяйства могли бы проводить в таких регионах выездные форматы.

Regions.ru: Как Вы относитесь к идее размещения федеральных министерств в регионах? Какие меры, на Ваш взгляд, могут способствовать усилению роли субъектов федерации и большей децентрализации власти?

 

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

30.01.2020 00:36

Как представляется, тема, поднятая руководителем лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарьей Кислициной в рамках заседаний рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, выходила за пределы основной темы, ради которой и была создана данная группа. В публичном пространстве подобные предложения могут оцениваться как стремление увести от тщательной проработки и техники согласования конституционных предложений президента РФ с нормами прямого действия, предусмотренные в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ. А ведь рабочей группе есть над чем работать и без указанного и подобных ему предложений.

Например, в статьях 10 и 11 с четкой определенностью предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Перечень исчерпывающий!

Но в поправках по изменению Конституции содержится предложение о создании Государственного совета, статус которого будет определяться федеральным законом. Поправка об этом представлена в статью 83 о полномочиях Президента РФ и выглядит следующим образом: "ж1) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом". Исходя из выше приведенных конституционных положений главы 1 Основного закона, Государственный совет не подлежит отнесению к самостоятельным органам государственной власти. Тогда возникает резонный вопрос, как должен быть представлен данный орган в правовой системы страны? Ответ должен быть четким, согласующимся по содержанию с главой 1 Конституции РФ. Отмечу лишь, что с точки зрения права и предназначения данного органа его статус должен определяться не федеральным, а федеральным конституционным законом, поскольку его деятельность будет касаться деятельности органов государственной власти, статус которых определяется федеральными конституционными законами. В иерархии права приоритет федеральных конституционных законов над федеральными законами закреплен в статье 76 Конституции РФ.

Приведу еще пример, требующий весьма четкого правового решения. В статье 12 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Подчеркну, данные конституционные положения являются нормами прямого действия. А вот какая формула предлагается в предложенной поправке к статье  статье 132, дополнив частью 3 следующего содержания: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории."; Совершенно очевидно, что упоминание в предложенной редакции об органах государственной власти выходит за пределы правового регулирования главы 8 Конституции РФ, а главное - создается противоречие с главой 1 Основного закона. Более того, искусственно вводится неясный, с точки зрения правовой определенности, термин о "публичной власти".

Подробное изложение замечаний по обсуждаемым поправкам сделано лишь с одной целью - показать, что вопросы размещения министерств не являются главными на современном политическом этапе. К тому же указанное в начале комментария предложение о размещении министерств потребует огромных финансовых затрат и ресурсов. Разве у нас нет других проблем, требующих первоочередного решения?!. Им несть числа! О многих из них говорил при представлении послания Федеральному Собранию наш Президент В.В.Путин.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

29.01.2020 01:46

Если мы говорим о децентрализации власти, это не значит, что сейчас по всей стране разъедутся министерства. Децентрализация власти – это прежде всего делегирование регионам полномочий, подкрепленных финансовыми потоками. Вот что нужно делать!

Если вы регионам отдадите необходимые им полномочия и подкрепите их деньгами, если внесете изменения в Бюджетный кодекс и запишете, что доходы, собранные на территории Российской Федерации, распределяются между центром и регионами в пропорции «50 на 50», вот это будет действительно серьезным шагом по поддержке регионов. А если у нас по стране разъедутся федеральные министерства, то это только увеличит количество трат на командировки и приведет к неоправданным расходам. Вы же знаете, что воздушное сообщение между многими регионами происходит у нас только через Москву. И что, будут у нас тогда чиновники из одного министерства в другое летать через Москву, вместо того, чтобы перейти с одной улицы на другую? Разве это нормально? Одним словом, в данном случае предлагается абсолютно нерациональная идея, и поэтому на рабочей группе к этому отнеслись очень скептически.

Если вы спросите представителей самих субъектов федерации о том, что им важнее в регионе, - чтобы у них министерство какое-то находилось, или чтобы у них оставалось 50% от собираемых в регионе доходов, - они вам ответят: дайте деньги, мы сами эффективно ими распорядимся, потому что знаем, сколько и на что их тратить, а вы можете уезжать куда хотите, хоть на край света!

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

29.01.2020 01:46

Я не скажу, что размещение министерств в регионах способно решить все проблемы регионов. Но определенный стимул в их развитии может быть дан. Поэтому я бы не считал эту идею абсолютно утопической.

В принципе, сегодня мы видим хорошие примеры в данном направлении. Взять хотя бы тот же Сбербанк, где определенные подразделения располагаются в регионах, и с помощью современных средств связи решают проблемы всей страны.

Хороший пример показывает «Дом.РФ», у которого одно из основных подразделений, расположенное в Воронеже, занимается аналитикой и сбором информации по всей стране. Есть еще ряд достаточно крупных корпораций, которые свои органы управления размещают в регионах. В первую очередь они руководствуются здесь экономической целесообразностью, поскольку размещение этих подразделений в регионах обходится просто дешевле. Но и с точки зрения возможностей стимуляции роста кадрового потенциала для регионов это немаловажно.

Поэтому я не считаю, что представленная идея носит сугубо утопический характер. Хотя, естественно, определенные центральные подразделения любого министерства должны находиться в Москве, потому что с точки зрения организации деятельности правительства это зачастую необходимо.

А по вопросу о том, какие существуют возможности, чтобы регионы более активно развивались, я бы сказал так. Здесь, естественно, важны инициативы самих регионов, важно то, насколько активно и эффективно регионы подходят к своей промышленной, либо сельскохозяйственной, либо инновационной политике. Но немаловажным для стимулирования их деятельности является и справедливое формирование бюджета в регионах. Сегодня, к сожалению, у значительного количества регионов денег на самые необходимые расходы не хватает с учетом тех трансфертов, которые исходят от центрального правительства. А фонды развития настолько скудны, что инициативу регионам проявлять достаточно сложно.

Поэтому более справедливое распределение полномочий и соответствующих ресурсов между центральным правительством и регионами – это самый главный фактор, который способен обеспечить активность в регионах в рамках тех специализаций, которые в этих регионах присутствуют.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

"История с указателями на узбекском и таджикском языках в московском метро, - это как раз то, чего мы и боялись: процесс начался. То есть, Москва практически становится их столицей. Ведь если существуют требования на сдачу мигрантами экзамена по русскому языку, тогда зачем нужны такие указатели? Так мы докатимся до того, что потом нас обяжут знать их язык! А мы с какой стати должны лебезить перед ними и что-то писать им на том языке, на каком им удобно? Нужно создавать удобства для себя, а не для мигрантов..."

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Ефремов – человек достаточно оппозиционный, и его творчество было не по душе властям. Но при этом столь же очевидно, что никто Ефремова наручниками к рулю не приковывал и водку в него не заливал. Произошла трагедия, погиб человек, и вместо того, чтобы попытаться как-то сгладить ситуацию, выбрать путь покаяния, что-то компенсировать, защита ответчика выбрала весьма сомнительную стратегию. Адвокат попытался сделать изо всей этой истории максимальный хайп для себя, и это бумерангом ударило ...

"Мы должны только крепить, крепить и еще раз крепить свое экономическое и военное могущество. И тогда мы сможем разговаривать со всеми и всегда на равных, в любом месте, за любым столом переговоров. Как говорится, собаки лают – караван идет. Но караван должен быть сильным, с надежным вооружением. Надо умело дружить со всеми, включая таких соседей, как Китай, и в то же время не поступаться никакими своими принципами и национальными интересами. Нам чужого не надо, но и своего мы ни пяди не отдад ...

"Если бы какой-то выпивоха в пивной высказал требование такого рода, то это было бы понятно, поскольку человек не разбирается в подобных вопросах. Но это прозвучало со стороны политика, бывшего председателя Совета Федерации! Как можно отрывать кадровые вопросы, предложения отправить кого-то в отставку, от общего курса, от причин происходящих событий?..."

"Если общество перестает ощущать себя единым народом, тогда действительно возникает угроза разложения общества, и с таким обществом при желании можно делать что угодно. Ну а самое главное, такое общество не способно во времена каких-то внешних вызовов, трудностей, проблем объединиться, чтобы их преодолеть..."