Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Регионам нужны не федеральные министерства, а 50% средств от собираемых ими доходов: парламентарии о поддержке регионов

29.01.2020 01:45


Возможность размещения федеральных министерств в регионах для усиления роли субъектов Федерации обсуждалась на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию России, сообщила РИА Новости руководитель лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына.

"Я бы отметила поправку, которая сегодня обсуждалась, это возможность размещения федеральных органов исполнительной власти в регионах... Фактически это децентрализация власти в какой-то степени, когда из центра в регионы предлагается передача дополнительных полномочий, и фактически это усиление роли регионов",- сказала Кислицына. По ее мнению, это предложение направлено на усиление роли регионов, способствует урбанизации и развитию крупных городов с точки зрения агломерации.

"Если будут конкретные предложения по перемещению исполнительных органов власти в регионы, опять же по отраслям, связанным с деятельностью конкретного министерства, то это, на мой взгляд, была бы оправданная вещь",- добавила эксперт. Впоследствии в разговоре с «URA.RU» она уточнила, что «было бы логично увязывать это с экономической специализацией регионов».

«Есть регионы ярко выраженного аграрного сектора, есть промышленного, есть добывающего сектора», — отметила Кислицына, выразив мнение, что министерства промышленности, энергетики и сельского хозяйства могли бы проводить в таких регионах выездные форматы.

Regions.ru: Как Вы относитесь к идее размещения федеральных министерств в регионах? Какие меры, на Ваш взгляд, могут способствовать усилению роли субъектов федерации и большей децентрализации власти?

 

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

30.01.2020 00:36

Как представляется, тема, поднятая руководителем лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарьей Кислициной в рамках заседаний рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, выходила за пределы основной темы, ради которой и была создана данная группа. В публичном пространстве подобные предложения могут оцениваться как стремление увести от тщательной проработки и техники согласования конституционных предложений президента РФ с нормами прямого действия, предусмотренные в главах 1, 2 и 9 Конституции РФ. А ведь рабочей группе есть над чем работать и без указанного и подобных ему предложений.

Например, в статьях 10 и 11 с четкой определенностью предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Перечень исчерпывающий!

Но в поправках по изменению Конституции содержится предложение о создании Государственного совета, статус которого будет определяться федеральным законом. Поправка об этом представлена в статью 83 о полномочиях Президента РФ и выглядит следующим образом: "ж1) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом". Исходя из выше приведенных конституционных положений главы 1 Основного закона, Государственный совет не подлежит отнесению к самостоятельным органам государственной власти. Тогда возникает резонный вопрос, как должен быть представлен данный орган в правовой системы страны? Ответ должен быть четким, согласующимся по содержанию с главой 1 Конституции РФ. Отмечу лишь, что с точки зрения права и предназначения данного органа его статус должен определяться не федеральным, а федеральным конституционным законом, поскольку его деятельность будет касаться деятельности органов государственной власти, статус которых определяется федеральными конституционными законами. В иерархии права приоритет федеральных конституционных законов над федеральными законами закреплен в статье 76 Конституции РФ.

Приведу еще пример, требующий весьма четкого правового решения. В статье 12 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Подчеркну, данные конституционные положения являются нормами прямого действия. А вот какая формула предлагается в предложенной поправке к статье  статье 132, дополнив частью 3 следующего содержания: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории."; Совершенно очевидно, что упоминание в предложенной редакции об органах государственной власти выходит за пределы правового регулирования главы 8 Конституции РФ, а главное - создается противоречие с главой 1 Основного закона. Более того, искусственно вводится неясный, с точки зрения правовой определенности, термин о "публичной власти".

Подробное изложение замечаний по обсуждаемым поправкам сделано лишь с одной целью - показать, что вопросы размещения министерств не являются главными на современном политическом этапе. К тому же указанное в начале комментария предложение о размещении министерств потребует огромных финансовых затрат и ресурсов. Разве у нас нет других проблем, требующих первоочередного решения?!. Им несть числа! О многих из них говорил при представлении послания Федеральному Собранию наш Президент В.В.Путин.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

29.01.2020 01:46

Если мы говорим о децентрализации власти, это не значит, что сейчас по всей стране разъедутся министерства. Децентрализация власти – это прежде всего делегирование регионам полномочий, подкрепленных финансовыми потоками. Вот что нужно делать!

Если вы регионам отдадите необходимые им полномочия и подкрепите их деньгами, если внесете изменения в Бюджетный кодекс и запишете, что доходы, собранные на территории Российской Федерации, распределяются между центром и регионами в пропорции «50 на 50», вот это будет действительно серьезным шагом по поддержке регионов. А если у нас по стране разъедутся федеральные министерства, то это только увеличит количество трат на командировки и приведет к неоправданным расходам. Вы же знаете, что воздушное сообщение между многими регионами происходит у нас только через Москву. И что, будут у нас тогда чиновники из одного министерства в другое летать через Москву, вместо того, чтобы перейти с одной улицы на другую? Разве это нормально? Одним словом, в данном случае предлагается абсолютно нерациональная идея, и поэтому на рабочей группе к этому отнеслись очень скептически.

Если вы спросите представителей самих субъектов федерации о том, что им важнее в регионе, - чтобы у них министерство какое-то находилось, или чтобы у них оставалось 50% от собираемых в регионе доходов, - они вам ответят: дайте деньги, мы сами эффективно ими распорядимся, потому что знаем, сколько и на что их тратить, а вы можете уезжать куда хотите, хоть на край света!

Аркадий Чернецкий

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Свердловская обл). Член ЕР

29.01.2020 01:46

Я не скажу, что размещение министерств в регионах способно решить все проблемы регионов. Но определенный стимул в их развитии может быть дан. Поэтому я бы не считал эту идею абсолютно утопической.

В принципе, сегодня мы видим хорошие примеры в данном направлении. Взять хотя бы тот же Сбербанк, где определенные подразделения располагаются в регионах, и с помощью современных средств связи решают проблемы всей страны.

Хороший пример показывает «Дом.РФ», у которого одно из основных подразделений, расположенное в Воронеже, занимается аналитикой и сбором информации по всей стране. Есть еще ряд достаточно крупных корпораций, которые свои органы управления размещают в регионах. В первую очередь они руководствуются здесь экономической целесообразностью, поскольку размещение этих подразделений в регионах обходится просто дешевле. Но и с точки зрения возможностей стимуляции роста кадрового потенциала для регионов это немаловажно.

Поэтому я не считаю, что представленная идея носит сугубо утопический характер. Хотя, естественно, определенные центральные подразделения любого министерства должны находиться в Москве, потому что с точки зрения организации деятельности правительства это зачастую необходимо.

А по вопросу о том, какие существуют возможности, чтобы регионы более активно развивались, я бы сказал так. Здесь, естественно, важны инициативы самих регионов, важно то, насколько активно и эффективно регионы подходят к своей промышленной, либо сельскохозяйственной, либо инновационной политике. Но немаловажным для стимулирования их деятельности является и справедливое формирование бюджета в регионах. Сегодня, к сожалению, у значительного количества регионов денег на самые необходимые расходы не хватает с учетом тех трансфертов, которые исходят от центрального правительства. А фонды развития настолько скудны, что инициативу регионам проявлять достаточно сложно.

Поэтому более справедливое распределение полномочий и соответствующих ресурсов между центральным правительством и регионами – это самый главный фактор, который способен обеспечить активность в регионах в рамках тех специализаций, которые в этих регионах присутствуют.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

"Это очень обстоятельное выступление. Видно было, что правительство поработало, подготовилось. Видно, что председатель правительства во многих вопросах разбирается сам, вникает в них глубоко. В целом осталось достаточно позитивное ощущение от отчета..."

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Ефремов – человек достаточно оппозиционный, и его творчество было не по душе властям. Но при этом столь же очевидно, что никто Ефремова наручниками к рулю не приковывал и водку в него не заливал. Произошла трагедия, погиб человек, и вместо того, чтобы попытаться как-то сгладить ситуацию, выбрать путь покаяния, что-то компенсировать, защита ответчика выбрала весьма сомнительную стратегию. Адвокат попытался сделать изо всей этой истории максимальный хайп для себя, и это бумерангом ударило ...

"Отношения между Россией и Молдовой теперь могут осложниться, тем более, что еще до официального подведения итогов выборов Санду объявила о своем намерении вести «охоту на ведьм», т.е. бороться с пророссийски настроенными политиками. И вот здесь возникает большой вопрос: а что делали российские политтехнологи, чтобы не допустить подобного сценария? Сегодня, к сожалению, спросить не с кого, как в свое время не с кого было спрашивать за Украину, за Грузию, а теперь еще и за Армению и Белоруссию... ...

"Сами демократические институты у нас есть, демократические процедуры есть, но вот какая-то хворь напала на нашу демократию, и надо ее как-то лечить. Если зачастую на выборы реально приходит самостоятельно лишь 16% избирателей, а остальные их игнорируют, то кажется, что-то не так в нашем королевстве..."

"Никакого чуда в успехе китайской экономики нет. Просто Китай на протяжении 30 лет использует налоговое законодательство, стимулирующее углубление переработки продукции внутри страны, и увеличивающее нагрузку, если на экспорт продается продукция с минимальной переработкой, либо сырье. Они используют т.н. дифференцированный возврат НДС экспортерам сырья..."

"С юридической точки зрения Роспотребнадзор имеет право устанавливать ограничения во время эпидемии. Другой вопрос: должно ли государство как-либо компенсировать те расходы, которые несут в связи с обязательным масочным режимом граждане и предприятия? Над этим вопросом не мешало бы подумать..."