Новый КОАП как элемент рыночной экономики: парламентарии о новых штрафах для автовладельцев
02.02.2020 13:31
Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных нарушениях, в котором предлагается ужесточить наказание для недобросовестных водителей. Как сообщает РИА «Новости», штраф за превышение скорости на 20-40 километров в час хотят повысить с 500 рублей до трех тысяч, а за превышение на 40-60 километров в час — до четырех тысяч рублей.
Нарушителям скоростного режима более чем на 60 километров грозит штраф в пять тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех месяцев до полугода. Во второй раз придется заплатить уже десять тысяч рублей и на год перестать пользоваться автомобилем. Кроме того, предлагается увеличить и штраф за отказ от медицинского освидетельствования с 30 до 40 тысяч рублей. Также за это могут лишить прав на срок до трех лет.
Новый проект КоАП предлагает ввести накопительную систему проступков. Так, например, водителя могут лишить прав на срок до полутора лет, если он совершил три грубых нарушения ПДД. Под ними понимаются проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 километров в час, отказ уступить дорогу автомобилю с преимуществом в движении, поворот или разворот в местах, запрещенных знаками, а также разворот или движение задним ходом в запрещенном месте. Кроме того, грубыми считаются нарушения правил проезда железнодорожного переезда и непредоставление преимущества пешеходу. При этом нарушения, которые зафиксировали автоматические камеры, не будут учитываться накопительной системой.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали планируемое резкое увеличение штрафов за превышение скорости? Насколько это соразмерно характеру правонарушений?
02.02.2020 13:31
Наверное, прежде всего надо понять причины того, почему предлагается такое резкое ужесточение наказания для нарушителей правил дорожного движения. Полагаю, есть некая статистика дорожно-транспортных происшествий, связанных именно с фактами нарушения скорости.
Если честно, у меня двоякое отношение к предлагаемым мерам. По сути мы видим попытку под страхом серьезного ужесточения наказания заставить людей соблюдать скоростной режим. Но одновременно практически ничего не делается для того, чтобы прививать людям культуру вождения автомобиля и уважение к тем правилам, которые сегодня установлены. И невольно возникает вопрос о том, почему психологию людей невозможно поменять иначе, чем только через ужесточение мер ответственности. Нам известно немало примеров, когда к тем или иным нарушителям применялись весьма жесткие меры, но как показывал опыт, это все равно не воспитывало в людях понимания, что преступать нормы закона нельзя в принципе.
Таким образом, проблема заключается либо в системе подготовки водителей, либо в нехватке все той же культуры вождения, либо и в том, и в другом. Конечно, плохо, когда наши водители нарушают скоростной режим. Притом нарушают, видимо, немало, если уж такие меры вынуждено предлагать Министерство юстиции. Насколько я понимаю, такие предложения не могут не опираться на какой-то анализ, мониторинг ситуации с правонарушениями в этой области. С другой стороны, конечно, огорчает, что у нас ничего другого не придумали кроме как жестко наказывать людей за то или иное нарушение. И по моим наблюдениям, культура участников дорожного движения стала у нас все-таки намного выше, чем была раньше. Возможно, стало больше понимания, что автомобиль является транспортным средством повышенной опасности.
Хорошо уже то, что эти предложения опубликованы как проект. Уверен, что инициаторы данного новшества, а впоследствии и законодатели, которым предстоит его рассматривать, обязательно будут учитывать и общественное мнение, и позицию экспертов. Тем более, что речь здесь идет все-таки не об уголовных преступлениях, а правонарушениях, связанных с психологией людей, с какими-то жизненными ситуациями, и т.д.
02.02.2020 13:31
Проект нового Кодекса об административных нарушениях, подготовленный Минюстом, о чем сообщено в СМИ, вызывает множество вопросов в части обоснования предлагаемых административных наказаний. Складывается впечатление, что его готовили авторы, предпочитающие автомобилям уютные кабинеты и умеющие выгодно находить дополнительные источники пополнения доходной части бюджета. Не удивлюсь, если в публичном пространстве появится информация о том, что авторы выполняли задание о проработке мер, направленных на обеспечение содержания ГИБДД за счет водителей всей страны.
В связи с тем, что авторы не являются представителями представительной власти в законодательном органе, а также с учетом того, что ими не показана научная методика установления новых проектируемых административных наказаний, предлагаю читателям самим поразмышлять на тему возможных административных наказаний, исходя из указанного проекта Минюста.
По официальным данным, опубликованным в Интернете, в нашем государстве зарегистрировано свыше 56 миллионов автомобилей. Представим, что водители только одного процента автомобилей (а это - 560 тысяч) совершили превышение скорости только 1 раз в год и лишь в пределах свыше 20-40 км/час. Опираясь на предлагаемый авторами проект, в отношении таких водителей должен быть наложен административный штраф в размере 3 тысяч рублей. В результате общая сумма штрафов составит 1 млрд. 680 млн. (3000 х 560000) рублей. А если учесть, что после 20-процентного сокращения в стране численный состав ГИБДД должен быть 44 тысячи сотрудников, то на содержание каждого из них за счет применения только одного вида штрафа и только за одноразовое нарушение скоростного режима в год будет приходиться 38 тыс.181 руб. 82 коп. (1 680 000 000 : 44 000). Безусловно, данные расчеты являются теоретическими и сделаны с одной целью - законодателям, являющимся по статусу представителями избирателей, включая водителей, предстоит очень тщательная работа над законопроектом, если правительство сочтет возможным без дополнительной проработки внести его в Государственную Думу. А для этого бывшим коллегам потребуется подробная статистика о нарушениях ПДД (по каждому виду, на протяжение длительного периода) и научное обоснование предложенных видов штрафов.
В заключение, полагаю необходимым рассмотреть еще один аспект. В теории права существует дисциплинарная, административная и уголовная виды ответственности. Каждая из них отличается степенью общественной опасности. В этой связи бывшим коллегам предлагаю подумать, прежде чем принимать окончательное решение, о том, чтобы наказание в виде штрафа как вида административной ответственности не должно превышать уголовное наказание в виде штрафа. Если это допустить, то это будет не только несправедливо, но и своеобразным подходом по внедрению так называемых элементов рыночной экономики в правовую административную практику. А это нанесет, не сомневаюсь, вред общественным отношениям.
Как будет проходить дальнейшее рассмотрение указанного законопроекта, покажет будущее. Надеюсь, общество не останется безучастным в его обсуждении. Есть основания предполагать, что публичное сообщение о нем сделано в целях привлечения к нему внимания и в зависимости от полученных замечаний в целях возможного внесения коррективов.
Олег Нилов
1-й зампред Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция «СРЗП»
02.02.2020 13:31
Нельзя допускать, чтобы средства от увеличения штрафов за превышение скорости оседали в карманах частного бизнеса
Это, видимо, тот случай, когда «в одном флаконе» смешаны и мед, и деготь, и все остальное. Между тем, голосовать депутатам предстоит не за что-то одно, а за весть пакет предложений.
Начну с позитивной стороны данной инициативы. Конечно, можно только приветствовать кардинальное ужесточение ответственности для т.н. стритрейсеров, а точнее беспредельщиков, которые любят разгоняться до 200 км и больше, и которые приносят нам действительно огромные проблемы и беды, вплоть до убийств на дорогах. По ним, я согласен, ответственность должна быть самая жесткая, и я сам выступал с разными инициативами на этот счет. Как мне кажется, основной акцент здесь нужно делать на наказании не столько рублем, сколько принудительными работами и лишением прав. Причем, с рецидивистами, за которыми тянется целый шлейф нарушений, да еще, не дай бог, с какими-нибудь ДТП с тяжелыми последствиями, не надо церемониться, а надо лишать прав и на 10 лет, и на 20, и пожизненно, если от их злодеяний погибли люди. А если кто-то из них, будучи уже лишенным прав, опять садится за руль и опять играет «в шашечки» - тогда в тюрьму этих "игроманов".
А вот что касается штрафов за превышение скорости на 20-40 км и даже на 40-60 км, то увеличивать их нужно, но конечно, не столь радикально, не в разы. Я бы предложил следующий вариант. Возможно, при увеличении скорости до 20 км, штраф не следует увеличивать вообще, нужно оставить его прежним. За превышение скорости на 40 км можно увеличить на 50% от сегодняшней суммы, а где превышение достигает 60 км, можно предусмотреть повышение штрафа уже на 100%, но не больше. В конце концов, необходимо учитывать, что доходы у подавляющего большинства граждан у нас не растут, а у кого-то и вовсе падают. С чего вдруг тогда такое резкое повышение предлагать?
И раз уж появилась такая инициатива, то нужно еще вот с чем разобраться. Мы знаем, что сегодня на дорогах создана целая система камер. Причем, мы понимаем, что зачастую камеры используются просто как источник наживы для частных лиц. Поэтому прежде чем вообще говорить о повышении штрафов, я бы задал авторам вопрос: куда пойдут эти дополнительные, собираемые от увеличенных в разы штрафов, деньги? И от ответа очень многое зависит. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы деньги попадали в карманы вот этого частного бизнеса, который процветает по всей стране. Поэтому первое предложение и требование: направьте эти деньги в бюджет, и не просто в бюджет, а целевым порядком в Дорожный фонд, чтобы они шли на улучшение дорожной инфраструктуры, на обеспечение большей безопасности дорог, их освещенности, и т.д. и т.д. Вот в таком случае я готов данную инициативу обсуждать, но опять же, имея в виду, что штрафы по первым двум категориям превышения скорости будут увеличены не в несколько раз, а максимум до 100%.