Пр строительстве Юго-Восточной хорды в Москве был разрыт ядерный могильник. Радиация поползла по столице и никто за это ЧП не отвечает! Случись подобное в СССР – бошки бы поотрывали сразу, всем, начиная с 1-го секретаря Московского горкома КПСС

Минюст России вместо демонстрации правовой культуры при подготовке законопроектов исповедует подход самостоятельной интерпретации конституционных положений

Заявление господина Артемьева очень напоминает клич «держи вора!»: парламентарии о госкорпорациях, монополизме и роли ФАС

18.07.2020 19:04


Россия от рыночной экономики возвращается к экономике советского типа, благодаря госкорпорациям, которые стали «монстрами» и переживают ренессанс. Об этом в программе «Диалог» на канале «Россия 24» заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

«Они вот стали такими, какие они есть, и это новые монстры теперь уже не советской, а российской экономики. Но в основном это монстры такого советского типа. И это очень плохо для рыночной экономики, я считаю», -  приводит слова Артемьева Finanz.ru. Он напомнил, что ФАС добилась того, чтобы крупнейшие российские компании, в том числе и нефтяные, создали систему предупреждения антимонопольного законодательства внутри самой компании.

«Потом они очень быстро адаптировались к новой ситуации с большими штрафами, они перестали практически так себя вести, и тут на сцену вышли наши госкомпании любимые», - рассказал Артемьев.

Его собеседник, президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов при этом отметил, что госкомпании уплачивают штрафы за нарушение антимонопольного законодательства из федерального бюджета, в то время как частные компании платят из своих средств.

«И вот эта штука сейчас продолжает быть частью нашей жизни потому, что все компании вот такие, вот государственные монстры, плюс к ним добавились госкорпорации, против которых, и против создания которых боролся и ты, и я, и многие другие, тот же Алексей Кудрин», - ответил Артемьев.

Напомним, в 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70%, и с тех пор признаков ее уменьшения не наблюдается. По расчетам ведомства, с 2005 года государство удвоило свое присутствие в экономике: тогда его вклад в ВВП оценивался в 35%. При этом количество государственных и муниципальных унитарных предприятий утроилось, резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий, которые являются главными врагами конкуренции на локальных рынках, жаловались тогда в ФАС.
 
Regions.ru: Что Вы думаете по поводу заявления Артемьева? Как, по Вашему, можно снизить негативное влияние госкорпораций на рыночную экономику?

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

18.07.2020 19:04

Заявление господина Артемьева как-то очень напоминает клич «держи вора!». Здесь очевидна попытка переложить со своей головы на голову госкорпораций ответственность за то, что в стране действительно установился своего рода монополистический государственный капитализм. Кстати, помимо Кудрина он забыл еще и Чубайса здесь упомянуть, и тогда был бы полный «букет». Кудрин, Чубайс, Березовский, Артемьев и другие – они и есть отцы-основатели этого самого волчьего, чиновно-бюрократического капитализма.

Я бы посоветовал Артемьеву не замахиваться сразу на тему госкорпораций, а вначале посмотреть, что у нас на продовольственных рынках происходит. Кто организовал там монополизм и кто должен все-таки обеспечивать конкуренцию между сельхозпроизводителями, фермерами, садоводами, и т.д.? Не господин ли Артемьев? Вот и хотелось бы услышать, почему больше чем за 10 лет его ведомство не навело порядок именно в этой сфере, очень важной для абсолютного большинства людей. Сегодня здесь монополия везде: зайдите на любой рынок, на плодоовощные базы – там сплошные монополисты! Причем, к государству они отношения не имеют. Скажем, от того же «Газпрома», от той же «Роснефти» мы все-таки получаем 50% в бюджет. А от этих продовольственных монополий что мы получаем? Ничего! Все уходит мафиозным структурам, которые кладут себе в карманы сотни, тысячи процентов прибыли. Налогов от них ноль, а цены – бешеные, в десятки раз больше, чем цены производителей.

А что говорит нам господин Чубайс? Он нам говорит, что негоже иметь государственную энергетическую структуру, и предлагает ее раздербанить так же, как это сделали с сельским хозяйством, с колхозными рынками, с рыбной отраслью, с лесной отраслью. А между тем, если бы у нас хотя бы лесная и рыбная отрасли оставались в руках государства, то я думаю, доходная часть нашего бюджета выглядела бы уже совсем по-другому.

Поэтому остается только радоваться тому, что таким как Чубайс, Кудрин, Артемьев и иже с ними не  удалось раздербанить газовую и нефтяную отрасли, иначе мы бы имели здесь ровно то же, что имеем сегодня в лесной и рыбной отраслях, и на плодоовощных рынках. Да, к сожалению, и с госкорпорациями у нас далеко не все в порядке, и есть, за что с них спрашивать. Но только надо понимать, что существуют вообще разрушенные напрочь отрасли. И разрушены они вот такими «замечательными» рыночниками. Слава богу, они не добрались до тех госмонополий, на которые Артемьев пытается сегодня «повесить всех собак».

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

18.07.2020 19:04

Сразу нужно отметить, что и сами рыночные отношения негативно влияют на всю российскую экономику, превращая ее фактически в сырьевой придаток. Мы не обладаем высокими технологиями, добавочная стоимость у нас меньше, чем у зарубежной продукции, и в конечном итоге мы от этого проигрываем. А позиция Артемьева как либерала состоит в том, что они хотят вывести из-под государственного контроля вообще всю экономику и полностью поставить ее под контроль Запада.

Безусловно, по госкорпорациям у нас проблемы есть, но не из-за самой формы государственной собственности, а потому что их изначально освободили от всякой ответственности, создали такие условия, которые остаются без контроля. И мы всегда ставили вопрос о том, чтобы госкорпорации действовали как обыкновенные государственные учреждения, без каких-либо особых  полномочий, и отвечали по обязательствам государства. А сегодня у них как раз полно излишних полномочий, в том числе и в оплате труда своих сотрудников, и вообще в распределении внутри себя доходов и дивидендов, которые у них получаются даже не рыночными, а сверхрыночными. Они уже давно там все миллиардерами стали только за счет того, что сосут народную кровь, – по-другому я сказать не могу.

Поэтому мы и настаиваем на том, что государство должно усилить над ними контроль, и категорически против того, чтобы взять и отдать их частникам. Частная собственность – это вообще зло, поэтому надо уничтожать условия для ее расширения. Личная собственность пускай остается, а частные собственники не должны эксплуатировать наемный труд. Труд у нас должен быть свободный, а в собственности государства должны находиться природные ресурсы, земля, крупная промышленность, инфраструктура, дороги, авиация. Тогда у нас и вновь созданная добавочная стоимость увеличится. И в конечном итоге при государственной собственности можно будет вести уже не индикативное, как они говорят, а нормальное планирование, на основе генеральной схемы распределения производительных сил в стране.

Поэтому Артемьев не прав: именно рыночная экономика вредит России, и надо не рынок расширять, а научиться управлять экономикой на благо народа. Пока же вся экономика у нас работает не на благо народа, а на интересы олигархов.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

18.07.2020 19:04

Предполагаю, что у главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева имеются собственные доводы для оценок статуса и роли госкорпораций в отечественной экономике на современном этапе.

Напомню, что Федеральная антимонопольная служба по комплексу установленных полномочий призвана быть своеобразным государственным блюстителем соблюдения и реализации конституционных норм, изложенных в статье 8 Конституции Российской Федерации. В частности, в данной статье, входящей в неизменяемую главу 1 Основного закона, предусмотрено: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (выделено мною), свобода экономической деятельности (часть 1). В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2)".

Как представляется, и Артемьев, и его собеседник президент бизнес-школы Андрей Шаронов, отметивший в ходе беседы об уплате госкомпаниями штрафов за нарушения антимонопольного законодательства из федерального бюджета на фоне оплаты подобных штрафов частными компаниями из своих средств, были в профессиональном плену собственных знаний и собственного опыта. Вторя своему бывшему коллеге по госслужбе, Артемьев заметил: "И вот эта штука сейчас продолжает быть частью нашей жизни потому, что все компании вот такие, вот государственные монстры, плюс к ним добавились госкорпорации, против которых и против создания которых боролись и ты, и я, и многие другие, тот же Алексей Кудрин".

Между тем оба собеседника, отметив, что с 2016 г. доля государства в ВВП составляет 70 % и ее уменьшение не наблюдается, не удосужились обратиться к иным базовым показателям, опубликованным другими авторитетными экономистами страны (а таких предостаточно). Последние,  в частности, недавно публиковали в СМИ данные о том, что в настоящее время частная собственность составляет в экономике 76 %, тогда как производит всего лишь 24 % ВВП  Обоим собеседникам было бы полезно знать также, что государство и его экономика развиваются стабильно, если не более 70 % собственности находится у не менее 3.5 % населения. Как видно, первый из этих показателей уже запредельный. А второй показатель, по данным СМИ,  в свою очередь тоже является с отклонением и составляет 1, 6 % населения. 

Может быть с учетом приведенных данных обоим собеседникам следовало бы определиться с состоянием собственности в госкорпорациях и госкомпаниях, исходя из собственных официальных статистических данных?!

Предполагаю, что это позволило бы им прийти к выводу о совершенствовании управления названными ими субъектами хозяйственной деятельности. В первую очередь уточнили бы для себя, что в существующей управленческой практике целесообразно изменить процедуру всякого рода оценок со стороны официальных лиц.  В частности, прежде чем делать публичные выступления или беседы с партнерами, было бы полезным представлять соответствующие идеи и предложения  в качестве официальных документов для обсуждения в инстанциях по иерархии подчиненности.

В качестве таких идей можно было бы предложить, например, идею о повышении эффективности деятельности представителей государства в советах директоров госкомпаний и госкорпораций. Ведь эти представители призваны наблюдать, насколько эффективно используется собственность государства (так называемые "золотые акции"). В тех же целях можно было бы внести в правительство законодательные предложения по изменению или дополнению антимонопольного законодательства. Можно было бы предложить также совершенствовать договорную практику исполнения обязательств указанными хозяйствующими субъектами перед органами управления государства. Это особенно важно в ситуациях, подобных той, что случилась в условиях противодействия распространению коронавируса.

Одним словом, надо действовать - рационально и наступательно, а не просто ограничиваться "душещипательными" беседами друг с другом, хотя, возможно, и облегчающими душевное состояние из-за существующих недостатков в организации отечественной экономики. 

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Академики правы: если дать людям в качестве минималки хотя бы 30 тысяч рублей, - и по зарплатам, и по пенсиям, - они понесут деньги в магазины, малому и среднему бизнесу, и очень скоро эти деньги опять вернутся в бюджет в виде прямых и косвенных налоговых платежей. То есть, что в результате получится? Вы выплачиваете людям то, что вы давным-давно им должны, но при этом еще и получаете потом обратно не менее 30% денежных средств! И решаете одну из важнейших на сегодня задач – задачу сохранения р ...

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Сама по себе идея реновации хорошая, но ее воплощение было заранее задумано только для барышей. Никакого удобства, никакой нормальной среды обитания для граждан не предусматривается. Все делается в угоду крупных акул строительного капитала. Везде, где им будут нужны лакомые куски земли, они все под видом реновации будут уничтожать, сносить и делать свое дело, строя свои высотные здания до 35 этажей, которые уже все обозвали человейниками, - с неудобными квартирами, без подъездных путе ...

Мы разрушили систему ЖЭКов, которая была достаточно эффективной, и при которой государство могло регулировать тарифы. А сейчас у государства нет инструментов регулирования тарифов. Более того, у нас монополии формально государственные, а фактически они работают на менеджмент, который ими управляет. И они научились по-своему обходить законы о тарифах, обходить ФАС, и т.д. То есть, система очень простая: базовый тариф остается неизменным, а потом к нему идут накрутки, которые никак не ...

Снижая налоговое бремя нефтяникам, мы усиливаем его для всей остальной экономики. Например, мы подняли НДС, но при этом практически обнулили экспортные пошлины на нефть для нефтяников. Плюс даем им всякие льготы, в том числе на разработку труднодоступных месторождений. Поэтому вполне естественно, что от нефтяников мы стали получать меньше, зато со всех остальных отраслей, включая высокотехнологичные, стали собирать больше. И по-моему, это сомнительное достижение, гордиться здесь нечем

Правительства выпадающие доходы бюджета жалко, а выпадающие доходы граждан они считать не хотят. У нас Фонд национального благосостояния растет с каждым днем, в нем уже 13 трлн рублей скопилось. Ну так ФНБ для того и создавался, чтобы компенсировать бюджетные потери. Но в правительстве мало того, что потери от карантина не компенсируют, но еще и от дополнительных налогов на граждан отказываться не желают

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

На упаковках продуктов, произведенных с использованием ГМО, должна быть соответствующая информация. Если свинина или говядина произведена из мяса животных, выращенных на кормах с ГМО, при продаже продуктов это должно указываться. То есть, речь идет как минимум о праве потребителя знать, что он ест, знать состав продуктов, которые он приобретает. Если правительство считает, что в упрощенном порядке ввоза в Россию ГМО-кормов ничего страшного нет, пусть тогда обеспечит маркировку этой продукции