Нет никакой борьбы элит - власть выступает единым фронтом: мнение парламентариев
17.09.2020 13:43
По мнению многих российских политологов, в последнее время в России все активнее разворачивается борьба за власть между правящими российскими элитами. Как отмечает «Собеседник», сейчас появилась возможность обсуждать эту теорию сквозь призму прошедших в минувшее воскресенье региональных выборов.
Оценить ситуацию с этой точки зрения взялся известный российский политик, общественный деятель и журналист Максим Шевченко.
В частности, по мнению журналиста, наибольший интерес в нынешнем году представляют выборы губернаторов, поскольку именно их он называет свидетельством того, что конфликт между российскими элитами усугубляется и борьба за власть в России идет полным ходом. «Прошедшие 13 сентября региональные выборы показали, что в России выборов больше нет. Никаких электоральных процедур, которые можно было бы назвать демократическими или конституционными, больше не существует. Мы наблюдали совершенно откровенное, наглое, технологическое, финансовое, административное превосходство власти, которая использовала все ресурсы для достижения конкретного результата. Результат заключался даже не в том, что «Единая Россия» победила – мы, скорее, наблюдали конфликт кремлевских групп: в частности, на уровне выборов губернаторов было совершенно очевидно, что часть губернаторов шли от Кириенко, другая часть – от «Единой России» и, соответственно, Дмитрия Медведева. Как они различались? Достаточно просто: те, кто шел на выборы как единоросс и активно маркировал себя этой партией, усиливал ее, а те, кто шел как самовыдвиженец – действовал против «Единой России». Ситуация в смысле конфликта элит усложняется. Мы наблюдаем борьбу двух элитных группировок за власть над страной», – заявил Максим Шевченко.
Regions.ru: Что Вы думаете по поводу высказываний Максима Шевченко? Можно ли говорить сегодня о существовании в России борьбы элит?
17.09.2020 13:44
Вы знаете, у каждого свой взгляд на то, что происходит в стране. Вот тому же Максиму Шевченко, видится то, о чем он в данном случае рассуждает, а мне этого не видится.
Мне кажется, что у нас система принятия решений, с точки зрения окончательного слова, находится в одном-единственном месте. Естественно, в самом процессе подготовки ключевых решений участвуют разные люди, и возможно, они какие-то свои взгляды пытаются реализовать при подготовке этих решений. Но окончательное слово остается за президентом.
Другой вопрос, что мне порой непонятно, по какому принципу подбираются кандидатуры на те или иные руководящие посты. У нас же прозрачности здесь нет, а раз нет прозрачности, то соответственно, каждый волен интерпретировать происходящие события так, как он себе это представляет. Может быть изложено и пять, и десять вариантов, и не один из них не будет близок к реальности. Поэтому учитывая, что я не знаю, как принимаются у нас кадровые решения в нашей суперцентрализованной системе, фантазировать на тему о том, что происходит сегодня внутри правящей элиты, я не буду.
Александр Шерин
1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР
17.09.2020 13:44
Считаю, что в России нет никакой борьбы никаких элитных группировок. Правящие силы в стране достаточно монолитны, действуют единым фронтом. И направлены эти действия в том числе и на уничтожение любых возможностей конкурировать с ними.
Те политические силы, которые представлены сегодня в Государственной Думе, имеют свои региональные отделения, своих региональных депутатов. Для того, чтобы бороться за власть, любая политическая сила должна иметь серьезную структуру. У ЛДПР и КПРФ есть свои разветвленные сети однопартийцев и сторонников, «Единая Россия» опирается в основном на административный ресурс, который исчезнет сразу же, как только эта партия утратит власть. Все остальные политические силы, если не имеют структуры, ничего сделать не смогут.
Что касается губернаторов, которые на минувших выборах либо отождествляли себя с «Единой Россией», либо дистанцировались от нее, то это все зависело от личного рейтинга каждого из них. Если у губернатора личный рейтинг хороший, то он не боялся маркировать себя брендом «Единой России», потому что у него оставался еще хоть какой-то запас. Если же замеры рейтинга главы региона показывали, что близость к партии власти не дает ему возможности набрать в первом туре более 50% голосов, то соответственно, от имени «ЕР» он уже не выступал.
Еще раз хотелось бы отметить, что выборы губернаторов сегодня весьма номинальны. Всех кандидатов, которые способны хоть сколько-нибудь конкурировать с основными кандидатами, до выборов не допускали и допускать не собираются.
Поэтому я не вижу никаких признаков борьбы между собой неких элитных группировок. У нас просто любят рассуждать о том, что царь хороший, а бояре плохие, что за его спиной какие-то элиты борются. Знаете, это такая очень удобная позиция: мол, все было бы в стране хорошо, если бы не боролись за власть какие-то там элиты. Якобы в их борьбе и заключается корень всех проблем. Нет, это не так. Повторяю, власть выступает единым фронтом, просто тогда, когда это нужно, ее представители мимикрируют под самовыдвиженцев, либо вовлекают в свою орбиту какие-то новые карманные партии, которые действуют в их интересах. И те же минувшие выборы, где проявили себя новые партии-однодневки, размывая оппозиционные голоса, лишний раз это подтверждают.