Правительство представило по сути бюджет выживания, но не принять его нельзя: парламентарии о заявлении Алексея Гордеева
03.10.2020 09:29
Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России»,— сказано на сайте правительства, на который ссылается «Коммерсант».
Согласно проекту, доходы бюджета в 2021 году составят 18,77 трлн руб., в 2022 году — 20,64 трлн руб., в 2023 году — 22,26 трлн руб. Расходы в 2021 году будут на уровне 21,52 трлн руб., в 2022 году — 21,88 трлн руб., в 2023 году — 23,67 трлн руб. Дефицит бюджета в 2021 году будет 2,75 трлн руб., в 2022 году — 1,25 трлн руб., в 2023 году — 1,41 трлн руб. На реализацию национальных проектов в следующем году предусмотрено 2,25 трлн руб, в 2022 году — 2,62 трлн руб., в 2023 году — 2,79 трлн руб.
Между тем, вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев, выступая от имени фракции "Единая Россия", призвал не голосовать за проект федерального бюджета на 2021 и плановые 2022, 2023 годы из-за неполного финансирования программы развития сельских территорий. "Предлагаю депутатам поддержать многонациональный российский народ, проявить характер и не голосовать за бюджет, если он не будет содержать в себе параметры финансирования госпрограммы", - приводит слова Гордеева «Интерфакс».
Он отметил, что во внесенном в среду в Госдуму проекте федерального бюджета предусмотрено финансирование госпрограммы комплексного развития сельских территорий в пять раз меньшее, чем предполагает паспорт программы. "Финансирование в пять раз меньше, я посчитал, что в расчете на один населенный пункт в России составляет 200 тысяч руб. в год, это примерно зарплата заведующего клуба. Разве можно на такие деньги оживить жизнь сельских территорий?", - сказал вице-спикер Госдумы. Гордеев отметил, что "сегодня мы можем говорить, что вопросы продовольственной безопасности в стране решены", но на этом фоне параллельно идет деградация сельских территорий.
Regions.ru: Как Вы оцениваете внесенный правительством в Госдуму проект федерального бюджета? Что Вы думаете по поводу заявления Гордеева?
03.10.2020 09:30
Что касается села, то Гордеев абсолютно прав. Я присутствовал на пленарном заседании, когда обсуждался этот вопрос. И надо отметить, что и председатель Госдумы, который вел это заседание, и все остальные выступающие, включая нашего Кашина, да и сами министры обращали внимание, что программа развития сельских территорий была поддержана президентом, но ее финансирование действительно осуществляется в 5 раз меньше. Соответственно, все поклялись, что при втором чтении бюджета эту комплексную программу поправят и добьются существенного увеличения ее финансирования. Это очень важно по отношению к сельскому населению, тем более, что мы продолжаем наблюдать серьезную утечку населения из сельских территорий. Как было отмечено на пленарном заседании, заработная плата в сельском хозяйстве сегодня в два и более раз ниже, чем в целом по стране, и этом при том, что работа там очень трудоемкая. Также звучало предложение о необходимости продления программы льготной сельской ипотеки.
Ну а если говорить о проекте бюджета в целом, то внимательно, по всем направлениям мы еще не успели с ним ознакомиться. Но по сути это бюджет выживания – я бы так сказал. Ни на что другое там практически средств нет, на 10% срезаются практически все расходы, за исключением социальных расходов. Уменьшаются расходы и на здравоохранение, и на образование. Да и на оборонно-промышленный комплекс, на госпрограммы вооружения расходы тоже подрезаются.
Безусловно, в ходе рассмотрения проекта бюджета фракция КПРФ вновь поднимет вопрос о необходимости более активного использования средств ФНБ. Сегодня из ФНБ ничего практически не берется. В этом году из него было взято где-то 328 млрд рублей, а на следующий год предполагается взять всего-навсего 91 млрд рублей. Объем ФНБ, как вы знаете, составляет уже 13 трлн рублей, но у нас все равно продолжают брать деньги в основном за счет внешних заимствований. Поэтому коммунисты, конечно же, будут вносить свои предложения по источникам финансирования различных бюджетных направлений.
03.10.2020 09:30
В целом надо понимать, что на 2021 год бюджет тяжелый. Все-таки пандемия, ограничения в экономике, остановка предприятий, малого бизнеса – все это дало свои результаты, и сегодня правительство всеми способами ищет дополнительные доходы в бюджет. При этом остаются те обязательства, которые были приняты в период коронавируса. Это и кредитная поддержка предприятий, это и поддержка семей, повышенная оплата труда медикам, которые работали в «красной зоне».
Понятно, что 2021 год будет годом восстановления экономики, и не на все программы, которые были ранее запланированы, средства находятся сразу. Даже по национальным проектам президент дал поручение их пересмотреть с учетом возможностей финансирования и с учетом важности этих национальных проектов. Безусловно, программа развития сельских территорий тоже очень важная. И я думаю, что в процессе рассмотрения бюджета либо правительство, либо депутаты, а может быть мы, сенаторы, найдем варианты увеличения суммы средств на эту программу. Просто нужно исходить из того, что по планам на долгосрочный период, заложенным в бюджете, только с 2022 года экономика восстановится у нас на уровне года 2019-го.
И нужно все-таки учитывать те проблемы, с которыми могут столкнуться жители не только села, но и городов, и те проблемы, которые могут возникнуть из-за нового роста заболевших коронавирусом. Это то, о чем говорил президент, подчеркивая, что самое главное для нас – это человеческая жизнь и качество жизни. И программа развития сельских территорий связана как раз с вопросом о качестве жизни. Поэтому я думаю, что проблема, на которую указал Гордеев, не останется без рассмотрения. Но не принимать бюджет нельзя, иначе мы будем вынуждены работать по одной двенадцатой, как это предусмотрено Бюджетным кодексом. А это недопустимо, потому что тогда и контроля за средствами не будет, и сложно будет управлять бюджетным процессом. Поэтому необходимо принимать параметры бюджета, а дальше, ко второму и третьему чтению обсуждать возможные источники добавления средств, предлагать правительству соответствующие варианты.
03.10.2020 09:30
Мы оцениваем этот проект бюджета как соответствующий реалиям сегодняшнего дня. С учетом остановки роста по ВВП процентов на 5-6, отрицательных результатов по экономике, сформировать бюджет другим, более качественным, наверное, нельзя.
Несмотря на падение доходной части, у нас расходы увеличились по сравнению с прошлым годом более, чем на 1 трлн рублей. И теперь у нас есть дефицит, - около 4 трлн рублей, который необходимо будет, скажем так, покрывать за счет разных инструментов. Здесь будут работать и девальвация рубля, и ФНБ, и рост налогов, и конечно, заемные средства.
Что же касается конкретно позиции Гордеева, то нужно отметить, что защищенными у нас оказались в основном только статьи социалки, где не уменьшены, а наоборот даже увеличены расходы, а по остальным направлениям идет снижение. Поэтому, конечно, секвестирование коснется всех отраслей. Но я думаю, что кратного сокращения расходов быть не может. Оно может быть где-то на уровне 10-15%, в зависимости от отрасли. Так что, Гордеев прав, хотя в данном случае он сделал больше политическое заявление. Не знаю, как будут поступать члены «Единой России», но с учетом того, что это заявление было сделано в преддверии обсуждения бюджета, я думаю, оно абсолютно верное. Сейчас мы примем параметры, где прописать больше расходов мы уже не можем. Но перераспределить затем определенные средства, что-то сняв с каких-то статей, мы сможем. Поэтому я думаю, что это не окончательный вариант расходов на село.
Валерий Гартунг
Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"
03.10.2020 09:30
Я Гордеева здесь поддерживаю, но вопрос не только в сельских территориях. Очень остро стоит вопрос с финансированием здравоохранения. Сейчас в регионах система здравоохранения просто не справляется с наплывом больных из-за начавшейся второй волны коронавируса. Поэтому очевидно, что средств, предусмотренных проектом бюджета на финансирование здравоохранения, крайне недостаточно.
Теперь возьмем пенсионное обеспечение. У нас уже несколько лет подряд не индексируются пенсии работающим пенсионерам. И сегодня работающему пенсионеру, получающему среднюю пенсию по стране, не доплачивают 4,5 тысячи рублей в месяц. То есть, фактически треть пенсии он недополучает из-за того, что уже несколько лет его пенсия не индексируется, и это крайне несправедливо. В то же время денег в бюджете более чем достаточно. Мало того, есть еще возможности увеличить доходы бюджета, если просто не раздавать деньги в виде разного рода льгот сырьевым компаниям. Очень много налоговых льгот предусмотрено для нефтяников: и по НДПИ, и по экспортным пошлинам, и т.д. Мы с этим абсолютно не согласны.
Фактически заморожена накопительная часть пенсии, и ее тоже нужно пенсионерам вернуть. Дальше. Денег на возврат советских вкладов заложено всего лишь 5 млрд рублей в год, тогда как необходимо в 200 раз больше.
Поэтому проект бюджета, конечно, надо пересматривать, в его нынешнем виде мы считаем его крайне несправедливым. Вот этим сырьевым олигархам предоставляются различные льготы, и в то же время бизнес, который переживает труднейшие времена, фактически ничего у нас не получает, за исключением нескольких компаний, которые включены в какие-то списки. Ну это же неправильно, несправедливо!
Поэтому мы будем предлагать свои варианты. Как всегда, мы подготовили альтернативный бюджет, и считаем, что бюджетные процессы нужно выстраивать по-другому. Нужно с сырьевых компаний брать больше налогов, а отраслям, которые создают большую добавленную стоимость и обеспечивают большее число занятых, налоги надо снижать. Необходимо убирать от сырьевых компаний всевозможные льготы, отменять возврат НДС экспортерам сырья, и при этом направлять деньги на финансирование и индексацию пенсий, на финансирование накопительной пенсии и на возврат вкладов граждан в Сбербанке, которые были обесценены девальвацией в 1991 году.