Кто ответит за все эти новшества, за всю эту проведенную оптимизацию медицины? - парламентарии о низкой продолжительности здоровой жизни в России
27.10.2020 15:18
Продолжительность здоровой жизни в России составляет 63,7 года – по этому показателю страна занимает последнее место среди государств Европы, сообщает РИА «Новости». Такие данные содержатся в исследовании "Глобальное бремя болезней", опубликованном в медицинском журнале The Lancet.
Первую строчку заняла Исландия. Ее результат 71,9 года.
Согласно терминологии Всемирной организации здравоохранения, продолжительность здоровой жизни человека — это то, сколько он проживает без учета любых болезней. В самых развитых странах Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Австралазии за прошлый год она составила 67,4 года.
Для выявления указанного параметра использовался специальный показатель, рост и уменьшение которого связан, к примеру, с ростом или уменьшением хронических заболеваний в стране.
Российские ученые, которые участвовали в исследовании, такой результат страны связывают с высокими рисками неинфекционных болезней, которые вызывают курение, употребление спиртного, низкая физическая активность и неправильное питание.
В начале октября президент Владимир Путин отметил, что средняя продолжительность жизни в России за десять лет выросла на 4,5 года.
"Это хороший показатель. Надо обязательно сохранить эту позитивную динамику", - сообщил глава государства на заседании совета при президенте по развитию физической культуры.
В июле Путин подписал указ "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года", согласно которому ставится задача повысить ожидаемую продолжительность жизни в России до 78 лет.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали последнее место России по продолжительности здоровой жизни среди государств Европы? Как на фоне этих данных можно расценивать повышение в России пенсионного возраста?
27.10.2020 15:19
Эта картина отражает прежде всего финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации. В среднем в Евросоюзе финансирование медицины идет на отметке порядка 7% ВВП. Где-то поменьше, где-то побольше, но в целом это порядка 7% от национальной экономики. В России в этом году финансирование медицины достигло 4%, а до этого долгие годы держалось на уровне 3,5%. Но в году наступающем предполагается опять уменьшение финансирования здравоохранения по отношению к национальной экономике. Причем, надо понимать, что вот этот подъем по текущему году был связан с объектами капитального строительства. То есть, дополнительные средства шли не столько на оборудование, медикаментозную поддержку, оплату труда специалистов, чтобы они работали в госсекторе, сколько на строительство объектов. Это тоже нужно, но там все-таки причинно-следственная связь другая, и возможно, сопряжена она прежде всего с интересами подрядных организаций.
Что касается темы пенсионного возраста, то хочу напомнить об исследованиях группы математиков, ученых, т.е. людей, имеющих научные степени, которые показывают, что из-за недофинансирования медицины в стране национальная экономика ежегодно теряет порядка 12% ВВП, т.е. около 12 трлн рублей. И это как раз обусловлено тем, что люди среднего возраста вынуждены часто обращаться за медицинской помощью, потому что они не имеют профилактической и прочей поддержки тогда, когда это необходимо. На это накладывается еще и фактор интенсивного труда, исключающего возможность тратить время на собственное здоровье. Соответственно, с учетом всех этих факторов повышение пенсионного возраста ведет тому, что многие до пенсии просто не дотянут.
27.10.2020 15:19
Думаю, это вполне закономерный результат. Все-таки и уровень доходов наших граждан, и то, что в последние 10 лет они практически не растут, говорит о том, что людям сложно тратить достаточное количество средств на поддержание своего здоровья. Поэтому наше последнее место среди государств Европы по продолжительности здоровой жизни – это отчасти закономерный результат. Связан он также и с тем, что и уровень здравоохранения у нас оставляет желать лучшего. Но главное причина состоит именно в том, что не меньше половины нашего населения вынуждено экономить на своем здоровье.
Что касается повышения пенсионного возраста, то мне кажется, к теме периода здоровой жизни этот вопрос прямого отношения не имеет. Он больше касается, скорее, общей продолжительности жизни. Но в целом к повышению пенсионного возраста я отношусь отрицательно. Сегодня с какой бы стороны мы ни посмотрели, положительных моментов в этом решении практически нет. Экономия там небольшая получается, а проблем создается достаточно много. Мы рассуждаем сейчас о возможности перехода на четырехдневную рабочую неделю, и одновременно с этим заставляем работать людей, которые находятся уже в серьезном возрасте. Считаю, что 65 лет – это все-таки возраст довольно немалый, поэтому к увеличению пенсионного возраста я отношусь отрицательно.
27.10.2020 15:19
Эти данные лишний раз свидетельствуют о том, что в России происходит преступление века, когда захватившая власть олигархия старается уничтожить население страны всеми доступными и недоступными методами.
Повышение пенсионного возраста абсолютно ничем не оправдано, потому что продолжительность жизни у нас очень низкая. Здравоохранение разрушено и продолжает разрушаться. Даже несмотря на пандемию коронавируса у нас идет сокращение медперсонала. На 30% сократили медицинский персонал даже в поликлиниках и больницах Управления делами президента. Чего уж тогда говорить о том, что делается в центральных районных больницах, как уничтожаются фельдшерско-акушерские пункты! Общеизвестны факты, что у нас практически треть ФАПов закрыта, оставили по одному врачу, дороги разбиты, «скорая помощь» в отдаленных населенных пунктах не работает, санитарную авиацию упразднили, станции переливания крови уничтожили. Сегодня приема у терапевта зачастую приходится ждать по полгода, а у специальных врачей – около года. То есть, идет планомерное, методичное уничтожение того медицинского потенциала, который был создан за годы советской власти.
Под видом экономии, оптимизации, чего угодно уничтожают здравоохранение, уничтожают фармацевтику, уничтожают систему выявления болезней на ранних стадиях. И в это же время увеличивают пенсионный возраст под предлогом того, что якобы не хватает денег. На самом же деле тех социальных отчислений, которые мы производим в Пенсионный фонд, вполне достаточно, чтобы не только пенсию платить, но и ежегодно ее повышать на необходимый уровень, хотя бы на уровень инфляции.
И если продолжительность здоровой жизни составляет у нас 63,7 года, то это означает, что при повышении пенсионного возраста половина людей преклонного возраста пенсии просто не дождется. Поэтому на сегодняшний день надо не только отменить повышение пенсионного возраста. Пенсионный возраст надо сократить, чтобы мужчины выходили на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50 лет. Это будет справедливо и правильно, потому что человек, отработавший большую часть своей жизни, должен иметь право хотя бы отдохнуть от забот. А у нас мало того, что повышен пенсионный возраст – у нас еще и пенсия сегодня в 12 раз меньше, чем в Евросоюзе! Это говорит о том, что в стране учинен геноцид, направленный против нации, против народа. Платить такую пенсию при наличии огромных, колоссальных запасов валюты, размещенной на Западе, - это преступление. И за это преступление все нынешние власть имущие в нашей стране должны будут ответить. И они ответят, - придет время, и ответят!
Николай Рыжков
Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)
27.10.2020 15:19
Честно говоря, я без особого доверия отношусь к тем цифрам, которые представлены в этом исследовании. Мне известны официальные данные, которые публикует наша печать, где сказано, сколько живут у нас в среднем мужчины, и сколько женщины. А как там считают они, - с учетом болезней, или как-то еще, - не знаю. Есть общепринятые методики, и наша страна ничего не выдумывает, а действует строго по этим методикам. Не может такого быть, чтобы мы считали по одной методике, а весь мир или Европа – по другой.
А что касается вопроса о повышении в России пенсионного возраста, то я думаю, сделано это было преждевременно. Все-таки вначале нужно было добиться серьезного повышения уровня жизни граждан, повышения качества медицины, доступности лекарств, и т.д. И вот тогда, получив благодаря этому существенное увеличение продолжительности жизни, можно было бы поднимать и вопрос о повышении возраста выхода на пенсию. И я знаю настроения людей, которые также в большинстве своем считают это решение преждевременным.
Естественно, нам надо делать все возможное для увеличения продолжительности жизни в стране. Надо заниматься вопросами повышения доходов населения, и конечно же, развитием нашей системы здравоохранения. В конце концов, кто ответит за все эти новшества, за всю эту проведенную оптимизацию медицины? Возьмите, к примеру, ситуацию на северах. Я работаю в комитете, который занимается региональной политикой и северами, и наши коллеги докладывали об очень печальной картине. Между деревнями, между населенными пунктами по 110-150 км. И представьте, если в зимнее время там человек заболел: раньше хоть фельдшер был в таком населенном пункте, а сегодня ничего нет! И никаких транспортных средств, которые позволяли бы быстро добраться до ближайшего медучреждения, тоже нет! Так вот, зачем нужно было проводить оптимизацию в здравоохранении? Я до сих пор этого не понимаю. И никто за это не ответил по-настоящему.
Нам надо спасибо сказать нашим врачам, что несмотря на эту оптимизацию, которая крепко ударила по нашей медицине, здравоохранение у нас сохранило свой костяк, созданный в советские годы. Как ни тяжело об этом говорить, мы знаем, какие большие потери мы несем от эпидемии, но тем не менее, наша страна все-таки выдержала. Посмотрите, что делается во Франции, в Испании! Они всегда хвалились тем, какая у них хорошая медицина, гордились своей семейной медициной. Но ситуация с коронавирусом показала, что далеко не все у них в порядке. А наша медицина показала, что она более устойчивая, даже несмотря на всю эту реформу, которая привела к резкому сокращению медучреждений.
По моему мнению, когда эпидемия закончится, руководству страны надо будет очень серьезно подумать, что делать с медициной, какие меры предпринять для сохранения ее устойчивости и восстановления всего того, что было утрачено за годы оптимизации.