Резервы ФНБ превратились в самоцель, а правительство превратилось в пушкинского скупого рыцаря, который жалеет о том, что он не сможет прийти из могилы, чтобы полюбоваться на свои сокровища

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Онлайн-правосудие - не для удобства простых смертных, а для тех, кто сегодня формирует судебную систему: парламентарии о «цифровизации правосудия»

09.11.2020 13:54


Минюст подготовил законопроект «О цифровизации правосудия», предусматривающий дистанционное участие граждан в любых судебных заседаниях (кроме уголовных) с использованием веб-конференций.
Человеку вообще не нужно будет являться в суд, он сможет подключиться к процессу со смартфона или планшета.

По мнению чиновников, это сделает судопроизводство более доступным для населения. А вот по мнению правозащитников, документу требуется доработка хотя бы потому, что сейчас он лишает граждан возможности наблюдать за процессами. Как пишет «Независимая газета», это ставит под сомнение конституционный принцип гласности судопроизводства. 

Онлайн-заседания действительно стали выходом из сложного положения, в которое суды попали из-за коронавируса. Например, во время массовой самоизоляции в первой половине этого года арбитражные суды ежедневно рассматривали в веб-формате до 800–900 дел. Но на уровне закона правила их проведения до сих пор отсутствуют. Правозащитники поддерживают саму идею, однако указывают, что инициатива Минюста пока выглядит сырой. Легализуя пресловутое «диванное» правосудие, принцип гласности судопроизводства власть отодвигает на второй план.

В совместном заявлении проекта «Гражданский контроль» и Московской Хельсинкской группы отмечается, что «законопроект не принимает во внимание принцип открытости судопроизводства», заключающийся в присутствии наблюдателей и журналистов в судебном заседании с возможностью вести видеозапись или трансляцию судебного заседания. А это является частью «конституционного права на получение общественно значимой информации».

«Положительной стороной инициативы Минюста является само ее наличие, поскольку возможность участия в судебном заседании по веб-конференции по гражданским, арбитражным и административным делам так до сих пор не предусмотрена действующим законодательством», – сказал «НГ» управляющий партнер юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев. Вместе с тем он видит в документе очевидные недоработки, связанные именно с обеспечением гласности. «Крайне важно добавить в проекты положения о возможности заявлять ходатайства о присутствии на судебном заседании лицам, которые не являются участниками судебного заседания», – подчеркнул Гавришев. При этом он сомневается, что так и будет сделано, поскольку открытость процессов не всегда выгодна властям.

Regions.ru: Что Вы думаете по поводу инициативы Минюста и позиции правозащитников? Следует ли распространять в российской судебной системе практику онлайн-заседаний?

Александр Шерин

Депутат ГД РФ VI-VII созывов, фракция ЛДПР

09.11.2020 13:54

Ну понятно, что онлайн-заседания имеют определенные преимущества, и возможно, в каких-то ситуациях, связанных с карантинными мерами, с эпидемиями, и т.д., такой формат был бы удобен.

Другое дело, что вся российская система, к сожалению, перестала быть властью, а превратилась действительно в систему. Я не в восторге от нашей судебной системы, она в принципе не является сегодня независимой. Поэтому онлайн-режим ситуацию не ухудшит и не улучшит. Если это удобно тем, кто контролирует судебную систему в России, то такая норма будет введена. Это делается не для удобства граждан, не для удобства простых смертных, а для удобства тех, кто сегодня формирует судебную систему в нашей стране.

Но еще раз повторюсь, это никак не повлияет на то, чего бы мы хотели видеть и получать от нашей судебной системы, поскольку она уже сама по себе ущербна. Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. Помните, что случилось с системой маркировки лекарственных препаратов, которую теперь решено упростить? Эта система дала сбой, и в результате многие не смогли приобрести необходимые им лекарства, поскольку их нельзя было внести в соответствующую базу. Но никто не понесет за это ответственности, потому что мы прекрасно знаем, какие люди стоят за компанией, получившей право заниматься маркировкой лекарственных препаратов.

Здесь будет такая же система. Видимо, уже есть компания, которая будет заниматься процессом цифровизации судебных заседаний, уже есть очень хороший бюджет, который эта компания будет осваивать. Осталось только прописать все в законодательстве. А как мы будем бумаги передавать, как будем предъявлять документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

Хотя, если у судьи уже сформировалось в голове решение, которое должно быть принято, то хоть по видеоконференции вы будете с ним общаться, хоть лично будете ему передавать какие-то документы, - это не поможет. И самое страшное, что уже сегодня судья может запретить вам вести фото- или видео съемку.

Поэтому все эти попытки цифровизации нашего правосудия, насквозь несовершенного и несправедливого, - это все равно что стремление покрасить ногти бомжу, которого надо отмывать, стричь и брить.

Михаил Емельянов

Депутат ГД РФ II-VII созывов, заслуженный юрист РФ, член «Справедливой России»

09.11.2020 13:54

Я думаю, что судебные онлайн-заседания значительно облегчают доступ к правосудию, а свобода доступа к правосудию - это один из главных принципов судопроизводства. С этой точки зрения законопроект положительный, и целесообразность в проведении онлайн-заседаний может возникать и за рамками каких-либо вынужденных ограничительных мер.

Что касается принципа гласности, то его можно обеспечить другими средствами, в том числе через ознакомление с протоколами судебных заседаний, через получение необходимой информации от судей, от других участников процесса. Одним словом, возможности обеспечить гласность существуют различные, поэтому я думаю, что правозащитники в данном случае «дуют на воду», и их претензии несколько избыточны.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

09.11.2020 13:54

Данный комментарий на тему о подготовке Минюстом России  законопроекта "О цифровизации правосудия" следует начать, как представляется, с напоминания факта о том, что указанное министерство по своему статусу не является субъектом законодательной инициативы. В то же время предлагаемую министерством концепцию законопроекта перед ознакомлением с нею общества следовало бы обсудить с высшими органами судебной власти - Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ как с субъектами законодательной  инициативы по вопросам их компетенции и с Высшими органами судейского сообщества. Почему так? Потому что законопроект направлен на внесение изменений в процессуальную деятельность судов как органов судебной власти при отправлении правосудия, тогда как само министерство представляет собой орган исполнительной власти. Процессуальное законодательство является инструментарием судебной власти и своеобразной гарантией обеспечения интересов российских граждан в случаях их защиты в судах.  

Отсюда и обсуждаемая главная ошибка в концепции законопроекта - некорректная несогласованность с Основным законом государства - Конституцией РФ. Таким образом, вместо демонстрации правовой культуры при подготовке законопроектов и воспитания у всех субъектов законодательной инициативы генетической привычки соизмерять законодательные идеи с конституционными нормами прямого действия министерство исповедует подход самостоятельной интерпретации конституционных положений. Приходится только сожалеть об этом и присоединиться к авторам отрицательных оценок обсуждаемого законопроекта.

Что касается утвержденной правительством программы по цифровизации, то при подготовке идей в рамках установленной компетенции Минюст должен избирать приемы, полностью согласующиеся с Конституцией РФ, и как головной орган по подготовке законопроектов от имении Правительства требовать от других министерств аналогичного подхода.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Что они нас пугают этими санкциями? Ну мы ведь тоже можем ввести санкции, которые для них могут оказаться роковыми. Поэтому, пусть они поменьше болтают про санкции, и пусть лучше думают, как повлиять на своего главного союзника, Украину, во главе которой стоят нацики и радикалы. Если Украина будет выполнять Минские соглашения, то никакого вторжения не будет никогда..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."