После того, как мы Росстат подчинили Минэку, нам стали по плечу любые показатели: парламентарии о внедрении нового метода расчета инфляции
02.12.2020 13:00
Росстат в 2021 году планирует начать внедрение нового метода расчета инфляции. Данные по «миллионам» цен будут собираться с помощью контрольно-кассовой техники. Это повысит доверие к официальной статистике, рассчитывает ведомство.
Между тем, как считает лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, оценка роста цен в стране должна производиться прежде всего на основе изменения стоимости товаров и услуг первой необходимости, которыми пользуются все граждане.
"Похвально, что в Росстате, наконец-то, признали серьезную проблему: люди не верят официальной статистике, а верят своим глазам и ценникам в магазине. Беспокоит, однако то, что под предлогом улучшения расчетов экономисты от Правительства снова попытаются "обсчитать" население с помощью "современной методики", как мы уже видим в случае с новой методикой расчета МРОТ", – приводит слова Миронова официальный сайт партии.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали планы Росстата поменять метод расчета инфляции? Что Вы думаете по поводу мнения Сергея Миронова?
02.12.2020 13:00
Здесь нужно выделить две разные вещи. Сергей Миронов говорит о том, что оценивать инфляцию необходимо по динамике цен на первоочередные для населения продукты. И в данном случае его позицию я поддерживаю и считаю, что оценка продуктовой инфляции, конечно, должна вестись отдельно, а не в целом по всей группе товаров, которые производятся в России.
Но главный вопрос в связи с этой правительственной инициативой заключается в том, чтобы дать Росстату доступ к контрольно-кассовой технике. И здесь есть переживания со стороны коммерческих структур, что будет доступ к коммерческой тайне, к информации о том, кто покупает, и т.д.
Поэтому Миронов как бы немножко про свое говорит, и в этой части он прав. А вот что касается предоставления Росстату доступа к данным контрольно-кассовой техники, то я считаю, мы все равно к этому придем. Дело в том, что сейчас ставится задача оцифровать не только торговый оборот, но и покупательские возможности практически всех граждан, чтобы мы знали, какие у людей доходы, и могли выявлять тех, кто нуждается в дополнительной поддержке, и адресно помогать им.
На мой взгляд, это естественный процесс, и я считаю, что Росстат действительно должен получать реальные данные о реальных объемах продукции, чтобы эти данные систематизировать и выдавать более объективную информацию. Опасения бизнеса, конечно, понятны, но нужно учесть, что этой же информацией обладает в полном объеме и налоговая инспекция. Росстат – это такая же государственная структура, поэтому степень защиты информации должна быть адекватной.
А в целом я считаю, что у Росстата такая база данных быть должна. На мой взгляд, это нормальный процесс, и я бы его поддержал.
Олег Смолин
1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»
02.12.2020 13:00
Хорошо известно выражение: есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Причем, мы нередко наблюдали ее подтверждение в новейшей истории России.
В свое время Андрей Макаров, председатель бюджетного комитета и один из ярых защитников позиции «Единой России» позволил себе шутку: с тех пор, как мы подчинили Росстат Министерству экономического развития, нам стали по плечу любые показатели. И действительно, в последние годы мы периодически наблюдали ситуацию, когда Росстат объявлял, что цены на товары выросли, а при этом прожиточный минимум снизился. Хотя все знают, что цены на товары первой необходимости растут обычно быстрее, чем средние цены.
Судить окончательно о новой методике мы сможем, когда увидим ее результат. Но я думаю, Сергей Миронов прав, когда говорит, что надо измерять т.н. «инфляцию для бедных». А «инфляция для бедных» - это как раз рост цен на товары первой необходимости.
Если же будут считать все цены подряд, то получится, как в известной притче, когда в озере средней глубиною в 5 см утонула корова. На какие-то товары цены могут даже снизиться, а на товары первой необходимости, как правило, они растут. Поэтому, повысится ли доверие к данным Росстата, зависит от того, какие данные они будут выдавать. Я лично всегда говорю, что хозяйке дома, которая ходит в магазин с кошелкой, я доверяю больше, чем данным Росстата. Если теперь их данные будут совпадать с тем, что говорит хозяйка моего дома и моя любимая женщина, то я буду верить Росстату. Если же данные опять будут расходиться, я буду больше верить хозяйке моего дома.