Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Нашей страной руководят спекулянты, которым не выгодно ничего производить: парламентарии о провале стратегии импортозамещения продуктов

08.12.2020 11:04


Россия так и не смогла заменить поставки основных категорией импортных продуктов за счет внутреннего производства в рамках целевых показателей стратегии импортозамещения, пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на исследование Национального рейтингового агентства (НРА).

Когда в августе 2014 года было введено эмбарго на ввоз в РФ ряда товаров из стран Евросоюза (ЕС), объем продуктов планировалось заместить согласно стратегии импортозамещения, принятой в 2012 году и рассчитанной до 2020 года.

Согласно результатам исследования, объем импорта молочной продукции удалось сократить на 20% вместо запланированных ранее 30%, плодоовощной продукции - на 11% (вместо 30%). Непосредственно ввоз овощей снизился на 27%, тогда как должен был снизиться на 70%.

Лучше ситуация сложилась с мясной продукцией. Импорта мяса сократился на 65%, что на 2,8 п. п. меньше целевых показателей. Так, в 2020 году Россия ввезла менее 600 тыс. тонн мяса, тогда как в 2000-х годах речь шла о 2,5-3 млн тонн. Кроме того, выросло производство рыбы: в 2019 году в стране было произведено 4,21 тонны лососевых против 3,68 тонны в 2013 году.

По данным НРА, внутреннее производство запрещенных к ввозу из ЕС продуктов в 2019 году в 2,5 раза превышало объем импорта из стран, которые не попали под санкции. Однако импорт такой продукции по-прежнему высок и составляет 30% против 38% в 2013 году. Агентство отметило, что во многом поставки продуктов из ЕС были замещены импортом из Белоруссии, которая стала основным поставщиком мяса и молочной продукции. В то же время ряд продукции из стран, попавших под санкции, заменили ввозом продуктов из третьих стран. Так, например, поставки норвежской рыбы заменили поставки из Чили и с Фарерских островов, а Эквадор стал основным поставщиком фруктов в России.

Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали данные проведенного исследования? Как Вы оцениваете ситуацию с импортозамещением?

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

08.12.2020 11:05

Дело в том, что импортозамещение у нас практически прекратилось. О нем уже никто не говорит, не вспоминает, и никто работать в этом направлении не хочет. Просто в нашей стране развелось очень много спекулянтов, которые спекулируют дешевыми импортными товарами на нашем внутреннем рынке. И поэтому импортозамещение не идет.
По идее, вопросами импортозамещения должно заниматься правительство, которому следует либо увеличивать цены на импортную продукцию, либо ограничивать доступ иностранных товаров на наш внутренний рынок. Но они этого не делают, и в результате ворота открыты. И поэтому всегда находится возможность завезти, допустим, китайские товары, которые более дешевые, чем европейские. Можно завозить индийские товары, турецкие товары, которые на мировом рынке дешевле, чем все остальные. Именно поэтому при нашем внутреннем налогообложении невозможно делать нашу собственную продукцию конкурентоспособной и более дешевой, чем импортные аналоги.

С другой стороны, в Евросоюзе очень сильно дотируют, допустим, продукцию сельского хозяйства. У нас же практически все эти годы только снижались объемы оказания помощи товаропроизводителям. И вместо того, чтобы развивать сельское хозяйство, у нас вообще прекратили программу развития сельских поселений. Ну а без развития сельских поселений как таковых развивать экономику практически невозможно. Строить где-то в степи коровник или обустраивать пашню, а потом возить туда на работу людей, живущих за несколько десятков или сотен километров, - это все-таки довольно дорого. Поэтому надо просто развивать сельские поселения, чтобы там же можно было развивать и производственную инфраструктуру.

Ну а кроме того, я не вижу, чтобы у нас было желание что-то производить. Ни при Медведеве этого не было, нет теперь и при Мишустине. Это люди в основном все финансисты. Они думают только о том, как из денег делать деньги. А вот о том, чтобы деньги зарабатывать посредством производства товаров народного потребления и продуктов питания, они даже и не помышляют. И я считаю, пока у нас производственники, настоящие хозяйственники не придут к власти, в стране так и будут из денег делать деньги, жить на какие-то проценты, сколачивать какие-то состояния на товарных биржах, резервные средства под грошовые проценты вкладывать в западную экономику, а сами у них брать в долг под высокие проценты. Вот такая спекулятивная ситуация, естественно, не способствует развитию собственного производства – ни сельскохозяйственного, ни промышленного.

Поэтому и импортозамещения как такового не будет, поскольку никому это не нужно. Нашей страной руководят спекулянты, которым не выгодно ничего производить. Они в этом просто ничего не смыслят.

Сергей Катасонов

Депутат ГД РФ VI и VII созывов, фракция ЛДПР

08.12.2020 11:05

Понятно, что работа по импортозамещению проделана большая, и мы продвинулись достаточно существенно с 2010, 2014 года. А если сравнивать с «нулевыми годами», то сегодня, конечно, мы находимся уже в другой системе координат в области продовольственного замещения. Но то, что мы пока не находимся там, где планировал президент, планировали наши граждане, - это тоже факт.

Почему все-таки не удалось выполнить те целевые показатели, которые были заложены? На мой взгляд, одна из причин связана со стратегической проблемой – проблемой неверия наших инвесторов и их нежелания вкладывать деньги в проекты с долгосрочной окупаемостью. Это и проблема сохранения собственности, проблема рейдерских захватов. Как только появляется то, что реально начинает работать, так сразу возникает интерес, как это все «отжать», и т.д. К сожалению, мы не смогли защитить наших инвесторов, чтобы они поверили и стали вкладывать, в особенности в село. Ведь вложения в село предполагают именно долгосрочные инвестиции. Ну например, для того, чтобы создать предприятие по разведению КРС и выйти на нужные показатели, этому предприятию требуется 7-10 лет. И кто будет сегодня, при нашей системе, при зависимости судебных инстанций и т.д., делать такие вложения?

Поэтому прежде всего должен быть создан такой инвестиционный климат, который  защитил бы наших российских фермеров, инвесторов, предпринимателей, готовых вкладывать средства в создание и развитие предприятий реального производства.

Второе. Несмотря на то, что правительство существенно увеличило поддержку села, я считаю, что этих средств все-таки недостаточно. Если мы говорим о продовольственной безопасности как об основной безопасности страны, село нужно ставить в приоритетный ряд. Денег на село должно выделяться не столько намного больше, сколько эти деньги должны быть четко «окрашены» целевыми индикаторами по тем направлениям, которые поставлены в задачах нашего экономического развития.

Поэтому, нерешенность этих двух моментов, на мой взгляд, и не позволила нам выйти на основные показатели по импортозамещению.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"Создание каких-то мощных агломераций, наверное, возможно. Только возникает вопрос: а за счет каких средств, за счет какой мотивации? Если это не культурный центр, не политический центр, не центр экономической жизни, значит нужно придумывать что-то такое, чтобы туда тянулись люди. Да, можно построить где-то новые города. А кто там будет жить, чем там люди будут заниматься?"

"Первое, с чего Хуснуллину надо начать – это проанализировать ситуацию, когда мы многократно поднимали тарифы на 20, 30, 40, 100%, и объясняли этой программой модернизации. То есть, сегодня в отношении Росводоканала, ТГК, всех компаний, которые работают в этой отрасли, нужно проверить, выполнили они инвестиционную программу, или нет. Если не выполнили, то должны привести ее в нормативное состояние, а если выполнили, то тогда у них и не должно быть тарифов, диктуемых вот этой модернизацией..."

"Чубайс, конечно, слуга доллара, Соединенных Штатов Америки, и потому излагает позицию США и их союзников в той же Европе. Суть этой позиции очень простая. США и их союзники, которые вместе представляют всего лишь 10% человечества, живут за счет оставшихся 90%. Например, 80% всех валютных ресурсов человечества – это доллар и евро. А выпускают их и выгодоприобретателями являются государства, где проживает всего лишь 10% от всего народонаселения планеты. Поэтому с этих позиций Чубайс прав..."

"У нас уже несколько поколений автовладельцев, которые пользуются автодорожной сетью, выплатили государству сполна через всевозможные, скажем так, финансовые обременения, фискальные выплаты, налоги и прочее. Поэтому неприемлемое совершенно предложение, которое говорит о патологической жадности и недалекости авторов подобных идей. Прибыль ведь получают с оборота. Если будет дешевый проезд по платным трассам, люди будут этими трассами пользоваться. А если вы завышаете тарифы, уменьшится поступл ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...