Максимальный срок и конфискация имущества у всего ближайшего окружения: парламентарии о борьбе с коррупцией
11.03.2021 14:52
Почти половина коррупционеров в России отделалась в 2020 году штрафами, а более трети получили условные сроки, сообщил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Виктор Балдин.
По его словам, в 2020 году российские суды вынесли более 8 тысяч обвинительных приговоров в отношении 9 тысяч человек, которым инкриминировались коррупционные преступления.
"В прошедшем году к реальному лишению свободы приговорено порядка 18% осужденных, к условному лишению свободы - 35%, к штрафу - 40%. В качестве дополнительного наказания, как правило, применяются лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью и штраф. В отношении 1 318 осужденных в прошлом году применена конфискация имущества", - сказал Балдин в интервью РИА Новости.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали данные, представленные Балдиным? С чем вы связываете столь низкий процент приговоров к реальным срокам для коррупционеров?
11.03.2021 14:53
Ну во-первых, нужно учитывать, что под коррупцией мы понимаем сегодня достаточно широкий спектр преступлений и правонарушений. Скажем, если какому-нибудь учителю или врачу сделали в качестве взятки дорогой подарок, стоимостью свыше 3 тысяч рублей, – это тоже коррупция. Поэтому я думаю, что, большинство из тех, кто представлен в этой статистике, и кому назначаются штрафы или условные сроки, относятся именно к данной категории. Это те же преподаватели вузов, школ, врачи, мелкие госслужащие, т.е. люди, чьи правонарушения не влияют на бюджет страны, не наносят государству какого-либо урона. Но безусловно, это серьезно портит социальную атмосферу, развращает людей, и это недопустимо.
Так вот, такие люди, которые, преступив закон, не нанесли ущерб государству, и получили пусть даже условную уголовную статью, или штраф, они все равно прошли через серьезную меру, которая оставит след на всю жизнь. Ну скажем, судимый человек практически не может избираться. К примеру, у нас в ЛДПР не может быть кандидатов, имеющих судимость, - ни на каком уровне, даже муниципальном. Для таких людей могут возникать проблемы и при приеме на работу. Поэтому я считаю, что штрафы и условные сроки для них – это вполне адекватная мера ответственности.
А вот когда у каких-нибудь полковников находят полные квартиры денег, причем миллиардов, тогда, конечно, не может быть и речи ни о каких штрафах или условных сроках. Тут уже речь идет о нанесении колоссального ущерба государству, в суммах, которые сопоставимы с какими-нибудь бюджетными траншами на образование, на поддержку безработных, и т.д. Поэтому здесь сроки должны быть реальные.
А для того, чтобы говорить, много это или мало, - 18%, приговоренных к реальным срокам, - я считаю, нужно получить полную статистику в цифрах. Одно дело, когда коррупция становится для кого-то смыслом жизни и источником преступного обогащения. И совсем другое дело, когда те же врачи, учителя, другие бюджетники берут мзду в силу разных причин, в том числе из-за недостаточной зарплаты. Да, это тоже преступления, но не надо этих людей сажать в тюрьму: достаточно судимости и лишения профессии.
Олег Нилов
1-й зампред Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция «СРЗП»
11.03.2021 14:53
Больше всего в этой статистике меня возмущает цифра нанесенного государству ущерба от коррупционных преступлений, который в 2020 году составил порядка 63 млрд рублей. Возмущает потому, что в реальности, как я предполагаю, ловят, доводят до хоть какого-то суда, со штрафами и условными сроками, не больше 10% коррупционеров. К сожалению, преступник умеет прятаться, умеет ловчить, «отмазываться», уходить от уголовного преследования, а тем более от наказания. Вот и получается, что реальная цифра нанесенного стране ущерба в десятки раз больше той, которая озвучена официально, и реальный ущерб исчисляется триллионами рублей.
И к сожалению, даже вынесенные приговоры не компенсируют этот ущерб. Даже от обнаруженных вот этих 63 млрд в казну поступит, даст бог, те же 10%. А все остальное не найдут, не привлекут, не конфискуют. Вот в чем печаль и трагедия!
Конечно, основная причина здесь кроется в том, что слишком сильна в России эта мафия коррупционеров, слишком слабы законы и слишком нечисты руки тех, кто должен выявлять, привлекать и сажать. Наличие «оборотней» в погонах, в мантиях оспаривать невозможно. Наоборот, мы наблюдаем примеры, когда за миллиардные взятки решаются любые вопросы – хоть в ФСБ, хоть в МВД, хоть в суде.
Поэтому, с чего надо начинать? Начинать нужно с чистки рядов. К примеру, недавно у нас была целая большая дискуссия на предмет того, кого ставить на Лубянке, Дзержинского или Александра Невского. И того, и другого объединяют щит и меч как символы защиты отечества. А что мы наблюдаем сегодня? По сути мы видим мягкость по отношению к самым опасным преступникам в стране. Я убежден, что коррупционеры для России страшнее даже агентов иностранных спецслужб и разведок, поскольку наносят стране гораздо больший ущерб. От этого ущерба в триллионы рублей мы теряем огромное количество людей, мы ввергаем себя в демографическую яму, не можем добиться никаких прорывов в экономике! Именно в этом заключается основная смертельная болячка, раковая опухоль для всего и вся.
А предложения уже давно озвучены. За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит увеличиваются многократно сроки и осуществляется конфискация имущества у всего ближайшего окружения, а не только у самого коррупционера, на которого, как правило, ничего особо не записывается.
Но вместо того, чтобы поддерживать и принимать эти предложения, партия власти продолжает обратные действия. Буквально в эту среду был принят в первом чтении законопроект о том, что коррупционные деяния якобы могут совершаться по причинам, не зависящим от коррупционера, вроде стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций. Ну это же издевательство самое настоящее!
Поэтому здесь нужно смотреть в корень проблемы. А корень в том, что ворон заблаговременно себе и другому ворону соломку подстилает, не говоря уже про то, что не собирается ему глаз выклевывать.