Пока Силуанов остается у нас министром финансов, вся эта вакханалия так и будет продолжаться: парламентарии о финансовой кабале регионов
30.03.2021 11:10
У российских регионов в этом году может сильно вырасти объем краткосрочных долгов, что отрицательно скажется на их кредитоспособности, предупредило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Дефициты региональных бюджетов, возникшие в 2020 г. в результате сильного прироста расходов бюджетов на здравоохранение и социальную политику, пришлось частично финансировать за счет наращивания долга – он вырос на 18% почти до 2,5 трлн руб. впервые с 2016 г., отмечается в докладе АКРА.
И хотя краткосрочные бюджетные кредиты были своевременной мерой и помогли субъектам сократить расходы на обслуживание госдолга, в июле 2021 г. эти средства предстоит вернуть, что под силу немногим. Поэтому субъекты Федерации по-прежнему испытывают потребность в рефинансировании долгов, причем рефинансировать дешевые бюджетные кредиты придется дорогими коммерческими – в правительстве подготовлен проект постановления, согласно которому получение нового бюджетного кредита от Федерального казначейства будет возможным только после погашения бюджетного кредита, полученного в 2020 г.
«Вновь прибегнув к банковским кредитам, регионы рискуют на год зафиксировать высокую долю краткосрочного долга, учитывая нежелание банков предоставлять долгосрочные кредиты по низкой ставке. В результате высокая доля краткосрочного долга негативно скажется на кредитном качестве субъектов Федерации», – приводят «Ведомости» выводы экспертов АКРА.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали сегодняшнюю ситуацию с долгами регионов? Как, по Вашему, должна решаться эта проблема?
30.03.2021 11:12
Эта проблема должна решаться так, как она решается во всем мире. Во всем мире установили карантин, и предприятиям возместили все расходы, связанные с карантинными мерами. А людям выплатили пособия, равные упущенной зарплате, которую они не получили в результате карантинных мер.
У нас же поступили иначе, как и принято в России: никому ничего не дали. Ввели карантин, чрезвычайное положение не объявили. А раз чрезвычайное положение не объявили, то государство никаких обязательств на себя не взяло, никаких затрат не последовало. Хотя, между прочим, деньги были, и были все возможности выдать предприятиям не кредиты, а компенсации за упущенную выгоду. Но этого не произошло.
Дали кредиты, а теперь говорят, что пока не вернут, другие они не получат, и эти списывать тоже им не будут. Это значит, что сейчас пойдет череда банкротств предприятий, потому что с долгами они не расплатились, а новые кредиты не получили.
21 апреля премьер-министр будет отчитываться перед Госдумой, и мы этот вопрос перед ним поставим. Они ведь постоянно бьют языком о том, что бизнесу они помогают, предприятиям помогают. На самом деле они никому не помогают. Дают только какие-то отсрочки по платежам, а потом не говорят, что дальше делать. Предприятия не работали, денег у них нет, - чем они тогда платить-то будут? Надо ведь и налоги платить, и обязательные платежи, и зарплаты. Но поскольку они не работали, денег у них никаких нет.
Ну, пока Силуанов остается у нас министром финансов, я думаю, вся эта вакханалия так и будет продолжаться. Он так и будет трястись над всеми государственными деньгами, а экономику угробит окончательно и бесповоротно. Ни в одной стране мира нет такой неутолимой жадности: скопить, отдать на Запад, а своей экономике не дать ни копейки! По-моему, это уже под уголовную ответственность подходит. Почему ФНБ работает на чужую экономику, почему мы сдаем деньги в иностранные банки, а у самих ни кредитов, ни денег, ничего нет? Когда будет отчет правительства, мы зададим эти вопросы, чтобы в конце концов расставить точки над «i» и выяснить, чем у нас все-таки занимается правительство – вредительством, или восстановлением экономики.
Валерий Гартунг
Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"
30.03.2021 11:12
Вообще, эта ситуация была прогнозируемой. Возможно, и в АКРА давно это заметили, просто отчет они выпустили сейчас.
На самом деле это закономерная история. Во-первых, налоговая база у регионов в прошлом году сократилась. Многим субъектам предпринимательства давали отсрочки, мало того, предприятия в регионах предпринимали максимум усилий, чтобы не увольнять людей, и для этого им тоже давались всяческие отсрочки. Все это в конечном итоге ударило по налоговой базе регионов. Плюс дополнительные расходы на борьбу с ковидом, плюс нацпроекты, указы президента, реализацию целей которых никто не отменял. И учитывая, что более 70% доходов, собираемых в регионах, уходит в федеральный центр, естественно, что даже регионы-доноры становятся в плане доходов дефицитными, и им теперь тоже нужно помогать.
Поэтому, чтобы радикально решить проблему, необходимо вносить изменения в Бюджетный кодекс и распределять доходы, собираемые на территории регионов, в отношении «50 на 50». То есть, не более половины должно поступать в федеральный центр, а вторая половина должна оставаться у субъекта федерации. Это увеличит мотивацию регионов развивать налогооблагаемую базу, развивать производство.
Но пока этого не происходит. Ситуация такова, что сегодня регионы с максимальным дефицитом имеют бюджетную обеспеченность больше, чем регионы с минимальным дефицитом. Здесь имеется в виду дефицит не бюджета, а доходов. То есть, те регионы, которые больше направляют в федеральный центр, по факту являются менее бюджетно обеспеченными на душу населения, и вынуждены сокращать свои бюджетные расходы. А те регионы, которые практически ничего не создают, или создают очень мало, и по большей части живут за счет федерального центра, - у них бюджетная обеспеченность выше.
И вот это региональное неравенство привело к тому, что у руководителей регионов не стало стимулов развивать налогооблагаемую базу. Соответственно, чтобы как-то держаться на плаву, они залезают в долги. И это результат длительной бюджетной политики правительства Российской Федерации, которая загоняет регионы в долговую кабалу. Бюджетные обязательства регионов постоянно усиливают, а налоговые сборы при этом у них забирают. Вот представьте себе крайне нелепую ситуацию, когда корову пытаются меньше кормить, но больше доить. Такова сегодня и логика правительственной бюджетно-налоговой политики по отношению к регионам.