Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Пока Силуанов остается у нас министром финансов, вся эта вакханалия так и будет продолжаться: парламентарии о финансовой кабале регионов

30.03.2021 11:10


У российских регионов в этом году может сильно вырасти объем краткосрочных долгов, что отрицательно скажется на их кредитоспособности, предупредило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Дефициты региональных бюджетов, возникшие в 2020 г. в результате сильного прироста расходов бюджетов на здравоохранение и социальную политику, пришлось частично финансировать за счет наращивания долга – он вырос на 18% почти до 2,5 трлн руб. впервые с 2016 г., отмечается в докладе АКРА.

И хотя краткосрочные бюджетные кредиты были своевременной мерой и помогли субъектам сократить расходы на обслуживание госдолга, в июле 2021 г. эти средства предстоит вернуть, что под силу немногим. Поэтому субъекты Федерации по-прежнему испытывают потребность в рефинансировании долгов, причем рефинансировать дешевые бюджетные кредиты придется дорогими коммерческими – в правительстве подготовлен проект постановления, согласно которому получение нового бюджетного кредита от Федерального казначейства будет возможным только после погашения бюджетного кредита, полученного в 2020 г.

«Вновь прибегнув к банковским кредитам, регионы рискуют на год зафиксировать высокую долю краткосрочного долга, учитывая нежелание банков предоставлять долгосрочные кредиты по низкой ставке. В результате высокая доля краткосрочного долга негативно скажется на кредитном качестве субъектов Федерации», – приводят «Ведомости» выводы экспертов АКРА. 

Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали сегодняшнюю ситуацию с долгами регионов? Как, по Вашему, должна решаться эта проблема?

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

30.03.2021 11:12

Вообще, эта ситуация была прогнозируемой. Возможно, и в АКРА давно это заметили, просто отчет они выпустили сейчас.

На самом деле это закономерная история. Во-первых, налоговая база у регионов в прошлом году сократилась. Многим субъектам предпринимательства давали отсрочки, мало того, предприятия в регионах предпринимали максимум усилий, чтобы не увольнять людей, и для этого им тоже давались всяческие отсрочки. Все это в конечном итоге ударило по налоговой базе регионов. Плюс дополнительные расходы на борьбу с ковидом, плюс нацпроекты, указы президента, реализацию целей которых никто не отменял. И учитывая, что более 70% доходов, собираемых в регионах, уходит в федеральный центр, естественно, что даже регионы-доноры становятся в плане доходов дефицитными, и им теперь тоже нужно помогать.

Поэтому, чтобы радикально решить проблему, необходимо вносить изменения в Бюджетный кодекс и распределять доходы, собираемые на территории регионов, в отношении «50 на 50». То есть, не более половины должно поступать в федеральный центр, а вторая половина должна оставаться у субъекта федерации. Это увеличит мотивацию регионов развивать налогооблагаемую базу, развивать производство.

Но пока этого не происходит. Ситуация такова, что сегодня регионы с максимальным дефицитом имеют бюджетную обеспеченность больше, чем регионы с минимальным дефицитом. Здесь имеется в виду дефицит не бюджета, а доходов. То есть, те регионы, которые больше направляют в федеральный центр, по факту являются менее бюджетно обеспеченными на душу населения, и вынуждены сокращать свои бюджетные расходы. А те регионы, которые практически ничего не создают, или создают очень мало, и по большей части живут за счет федерального центра, - у них бюджетная обеспеченность выше.

И вот это региональное неравенство привело к тому, что у руководителей регионов не стало стимулов развивать налогооблагаемую базу. Соответственно, чтобы как-то держаться на плаву, они залезают в долги. И это результат длительной бюджетной политики правительства Российской Федерации, которая загоняет регионы в долговую кабалу. Бюджетные обязательства регионов постоянно усиливают, а налоговые сборы при этом у них забирают. Вот представьте себе крайне нелепую ситуацию, когда корову пытаются меньше кормить, но больше доить. Такова сегодня и логика правительственной бюджетно-налоговой политики по отношению к регионам.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

30.03.2021 11:12

Эта проблема должна решаться так, как она решается во всем мире. Во всем мире установили карантин, и предприятиям возместили все расходы, связанные с карантинными мерами. А людям выплатили пособия, равные упущенной зарплате, которую они не получили в результате карантинных мер.

У нас же поступили иначе, как и принято в России: никому ничего не дали. Ввели карантин, чрезвычайное положение не объявили. А раз чрезвычайное положение не объявили, то государство никаких обязательств на себя не взяло, никаких затрат не последовало. Хотя, между прочим, деньги были, и были все возможности выдать предприятиям не кредиты, а компенсации за упущенную выгоду. Но этого не произошло.

Дали кредиты, а теперь говорят, что пока не вернут, другие они не получат, и эти списывать тоже им не будут. Это значит, что сейчас пойдет череда банкротств предприятий, потому что с долгами они не расплатились, а новые кредиты не получили.

21 апреля премьер-министр будет отчитываться перед Госдумой, и мы этот вопрос перед ним поставим. Они ведь постоянно бьют языком о том, что бизнесу они помогают, предприятиям помогают. На самом деле они никому не помогают. Дают только какие-то отсрочки по платежам, а потом не говорят, что дальше делать. Предприятия не работали, денег у них нет, - чем они тогда платить-то будут? Надо ведь и налоги платить, и обязательные платежи, и зарплаты. Но поскольку они не работали, денег у них никаких нет.

Ну, пока Силуанов остается у нас министром финансов, я думаю, вся эта вакханалия так и будет продолжаться. Он так и будет трястись над всеми государственными деньгами, а экономику угробит окончательно и бесповоротно. Ни в одной стране мира нет такой неутолимой жадности: скопить, отдать на Запад, а своей экономике не дать ни копейки! По-моему, это уже под уголовную ответственность подходит. Почему ФНБ работает на чужую экономику, почему мы сдаем деньги в иностранные банки, а у самих ни кредитов, ни денег, ничего нет? Когда будет отчет правительства, мы зададим эти вопросы, чтобы в конце концов расставить точки над «i» и выяснить, чем у нас все-таки занимается правительство – вредительством, или восстановлением экономики.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Налога на роскошь - это конечно, звучит очень красиво. И естественно, нам бы не хотелось, если бы люди пытались выводить деньги за рубеж, если там вкладывать их в недвижимость будет более привлекательно. Но к этому вопросу нужно подходить не столько с точки зрения пиара и популизма, сколько с точки зрения разумной достаточности. Да, люди, которые получают высокие доходы, должны платить большие налоги. Но они не должны платить их дважды или трижды..."

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"Как только в стране начинается какое-то масштабное строительство, так сразу коммерческие структуры начинают искусственно взвинчивать цены на востребованные строительные материалы. Кроме того, если мы обратим внимание на сравнительный анализ первого квартала прошлого года и первого квартала нынешнего года, то увидим, что практически на 20% и больше увеличился экспорт древесины и металла за рубеж, что так же привело к удорожанию наших стройматериалов..."

"У нас половина России скоро будет в свалках, даже вокруг Москвы одни сплошные свалки, и это не только бытовой мусор, а тот же строительный по реновации, остающийся после сноса. От сноса одного дома уже целая свалка получается. И все это не вывозится, не перерабатывается. Кто с этим борется? Никто. Была создана целая программа, предусматривающая строительство специальных перерабатывающих заводов. Но поговорили и забыли - никто не хочет весь этот мусор перерабатывать, никто не знает, что с ним д ...

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

Мы к чему идем? К ликвидации всей социальной сферы? А 13 трлн бюджетных денег работают на заграницу! За такую политику Силуанова надо просто судить!

Сергей Лисовский

Профессор, член Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

У нас всегда получается так, что монополисты в ЖКХ повышают свои тарифы, стимулируют тем самым общий рост цен, а потом, ссылаясь на этот же рост цен, опять увеличивают свои тарифы

"Кудрин абсолютно прав, он все правильно говорит, и правительство все правильно говорит. Но только в этом направлении ничего не делается, как не делал и сам Кудрин, когда был министром финансов. И все уже устали от этих бесконечных слов. Народ смотрит на все это и ставит справедливый вопрос: конечно, очень хорошо, что вы правильно рассуждаете, но дела-то где? За минувшие 20 лет ни одно наше правительство ничего в этом направлении не сделало. Как зависела наша экономика от нефти, так она и за ...

"В ближайшие годы, где-то с 2030 года, весь мир начнет отказываться от двигателей внутреннего сгорания. И уже сегодня к серийному выпуску электромобилей приступили все мировые автомобильные концерны. Запад, и США в частности, уже переходит на электромобили, а также на автомобили с водородными двигателями. И нам пора понять, что через несколько лет наша нефть практически никому не будет и надо скорее переходить на выпуск современных, экологичных автомобилей на электрической и водородной ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"По идее, вопросами импортозамещения должно заниматься правительство. Но они этого не делают, и в результате ворота открыты. И поэтому всегда находится возможность завезти, допустим, китайские товары, которые более дешевые, чем европейские. Можно завозить индийские товары, турецкие товары, которые на мировом рынке дешевле, чем все остальные. Именно поэтому при нашем внутреннем налогообложении невозможно делать нашу собственную продукцию конкурентоспособной и более дешевой, чем импортные аналоги. ...