Резервы ФНБ превратились в самоцель, а правительство превратилось в пушкинского скупого рыцаря, который жалеет о том, что он не сможет прийти из могилы, чтобы полюбоваться на свои сокровища

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

По-видимому, Чубайс хочет лично «вцепиться зубами» в водородный бизнес: парламентарии о заявлении экс-руководителя Роснано

06.06.2021 13:16


Россия в будущем может сохранить статус великой энергетической державы с помощью экспорта водорода. Об этом заявил в четверг на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.

"То, что в России можно сделать по водороду, геополитически сопоставимо с тем, что сейчас делает Россия по углеводороду. Россия способна поставить задачу сохранения статуса великой энергетической державы с замещением экспорта углеводородов на экспорт водорода", - приводит ТАСС слова Чубайса. 

Он добавил, что "специалисты в один голос говорят: действующая газотранспортная система способна, по крайней мере, 10% пропускных мощностей использовать для транспорта водорода, без глубокой модернизации ГТС". "У нас такое фантастическое преимущество, о котором мечтать не может никто. Надо вцепиться зубами и немедленно продвигаться в этом направлении", - отметил Чубайс.

Петербургский международный экономический форум, организованный Фондом Росконгресс, проходит со 2 по 5 июня. Тема форума в этом году: "Снова вместе. Экономика новой реальности".

Regions.ru: Что Вы думаете по поводу заявления Чубайса? За счет сего, на Ваш взгляд, Россия сможет сохранить статус великой энергетической державы?

Александр Шерин

Депутат ГД РФ VI-VII созывов, фракция ЛДПР

06.06.2021 13:17

Вы знаете, для меня Анатолий Чубайс и Герман Греф – это люди, которые стоят на одной ступени, смотрят в одну сторону, и соответственно, видят Российскую Федерацию великой сырьевой державой. Но я после слова «сырьевой» величия уже не вижу. России надо сосредоточиться на обеспечении работой и доходами собственных граждан. Если страна занимается торговлей углеводородами, или водородным сырьем для обогащения узкого круга людей, которые обеспечили себе монополию на обладание и продажу этих ресурсов, то по сути дела эти деньги не идут на благоустройство России. Они практически не идут на строительство качественных асфальтированных дорог, качественных высокоскоростных железных дорог, не идут на строительство путепроводов и мостов, отвечающих нашим рельефам и местностям. Если эти деньги не будут направляться на газификацию, электрификацию, на подключение воды к населенным пунктам, на поддержку сельхозтоваропроизводителей, то Россия не сможет в этом плане стать великой державой. Великая держава – это когда уровень благосостояния граждан России находится на первом месте в мире, доходы населения на первом месте, ВВП на первом месте. Вот тогда Россия – великая держава.

А существующие внутри нашей страны лоббисты, которые всячески навязывают, что России надо всех обгонять, быть впереди планеты всей по продажам сырья, тем самым льют воду на мельницу других стран. Тех стран, которые хотели бы видеть Россию сырьевым придатком. А благодаря дешевому сырью каким образом можно выйти на мировой уровень и быть первыми на рынке? Предоставить объемы и дать бросовые цены. Вот такую политику пропагандируют уже последние 30 лет: выкладывать на рынок сырье, давать бросовые цены. Какой-то узкий круг людей на этом зарабатывает, а внутри России это все продается втридорога, этого не хватает, и население по-прежнему беднеет.

Поэтому здесь России приоритеты свои надо пересмотреть: все в дом, все вовнутрь страны, т.е. сначала внутренний рынок всем необходимым и дешевым нужно обеспечить, сначала нужно построить развитую инфраструктуру внутри государства, а уже потом хвастаться какими-то энергетическими рекордами. Мы можем быть и на первом месте в мире по продаже нефти, газа, леса, металла. А что в итоге это дает среднестатистическому россиянину? У нас русское население – самое бедное! Поэтому в том, о чем говорит Чубайс, я не вижу для страны никаких перспектив. Никаких успехов мы здесь не добьемся.

Вячеслав Лысаков

Создатель и руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ VI-VII созывов

06.06.2021 13:17

Первое, что приходит в голову, - это то, что Чубайс хочет лично «вцепиться зубами», как он сам выражается, в водородный бизнес, торговать водородом. Если же более серьезно анализировать его тезис, то нужно не забывать, что Чубайс у нас известный специалист, который возглавлял довольно много лет «Роснано» и отвечал за нанотехнологии. Так вот, находясь на этом посту, он должен был «вцепиться зубами» в развитие этой отрасли и принести стране прибыль. Но к сожалению, кроме прямых и косвенных расходов, в том числе на команду Чубайса, страна ничего не получила. То есть, деньги огромные ушли, а выхлоп оказался практически незаметным.

Поэтому я бы такому специалисту не доверял. А если уж он говорит про водород, то хочу заметить, что тема водорода возникла недавно, после демонстрации по федеральным каналам продолжительного сюжета о запуске завода по серийному производству «Аурусов». И там, в частности, министр Мантуров рассказывал о фантастических достижениях его министерства. В том числе он говорил и об автомобилях на водородных двигателях, и сложилось такое впечатление, что Россия вот-вот начнет выпускать эти автомобили. Но если мы обратим сегодня внимание на некоторые страны, включая Японию, Корею, то там автомобили с водородным двигателем выпускаются уже серийно, уже продаются. А если смотреть в корень, то в ближайшие годы, где-то с 2030 года, весь мир начнет отказываться от двигателей внутреннего сгорания. И уже сегодня к серийному выпуску электромобилей приступили все мировые автомобильные концерны. Запад, и США в частности, уже переходит на электромобили, а также на автомобили с водородными двигателями. И нам пора понять, что через несколько лет наша нефть практически никому не будет нужна, потому что спрос на топливо, на бензин колоссально упадет. О том, что начиная с 2030 года обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут просто сняты с производства, объявили уже очень многие страны. Они постоянно совершенствуют электромобили и автомобили с водородным двигателем, увеличивая пробег все больше и больше, а мы вообще стоим на месте. И вдруг вышел Мантуров и попытался всех убедить, что Россия на самом деле в тренде, что все хорошо. И еще ему подпевает в этом Чубайс, говоря, что у нас водорода много, и мы можем его продавать.

Невольно приходит на ум пословица: дурень думкой богатеет. Вы сначала озаботьтесь выпуском современных, экологичных автомобилей на электрической и водородной тяге у себя в стране! Ведь если через 9-10 лет у нас перестанут покупать углеводороды, то тогда и никакая продажа водорода нас не спасет! Нам надо как можно скорее переходить на внутреннее производство соответствующих автомобилей, эксплуатация которых обходится, кстати, гораздо дешевле эксплуатации обычных автомобилей с ДВС, надо строить зарядные станции, а не мечтать о том, что мы будем кому-то продавать водород. Помню, как моя матушка в таких ситуациях говорила: без порток, но в шляпе. Так вот, учитывая, что огромное количество стран стремительно ставят электромобили на конвейер, продают их, создают на них моду, нам нужно срочно начинать двигаться в том же направлении, т.е. о «штанах» думать. А мы вместо этого «шляпу» примеряем, рассуждаем, как мы будем водород продавать! Смешно просто все это слышать. Это очередное шапкозакидательство, наведение тени на плетень. Это может вести только к тому, что через несколько лет мы рискуем оказаться, образно говоря, в пустыне, посреди раскаленного песка, тогда как все остальные окажутся в оазисе.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

06.06.2021 13:17

Ну во-первых, статус великой энергетической державы – это не тот статус, за который нам нужно бороться. России нужно бороться за статус великой технологической державы. Это подразумевает развитие информационных технологий, «зеленых» технологий, роботизацию, ну и в том числе развитие водородной энергетики – здесь я с Чубайсом согласен.

Но повторю, статус великой энергетической державы – это не главное, к чему должна стремиться Россия. Наша страна должна стремиться к доминированию производств и отраслей, создающих максимальную добавленную стоимость, к повсеместной реализации Индустрии 4.0. Если в двух словах, Индустрия 4.0 – это полная цифровизация всех производственных процессов. Сегодня технологии дошли до такого момента, когда мы можем создать цифрового двойника любого производственного процесса и управлять всеми такими процессами дистанционно, без участия человека. Фактически роботы могут делать роботов, и также роботы будут делать всю тяжелую физическую работу, а люди будут заниматься только высокоинтеллектуальным трудом. Вот к чему нужно стремиться.

Россия способна на многое, и сводить все ее задачи и возможности только к доминированию в энергетике – это значит недооценивать ее потенциал. Мы можем заниматься всем, и мы уже показали, что способны и вакцины создавать, и еще много на что способны. Но, еще раз повторю, мы отстаем пока в технологических процессах, в информационных процессах, в роботизации. Если мы во всем этом продвинемся, тогда и водородная энергетика будет реальностью.

Правительство и ЦБ часто указывают на то, что у нас низкая производительность труда. Но она у нас низкая не потому, что люди в стране неграмотные. Нет, люди-то грамотные, просто у нас существуют серьезные издержки, - коррупционные, монопольные, и от природной ренты, - которые давят сегодня на себестоимость товаров. Вот с этим надо разобраться сначала. Надо изымать природную ренту в полном объеме и не допускать, чтобы граждан обирали через монополизацию. А то посмотрите, цены на металл у нас с начала года взлетели в стране в три раза! У нас монополизированы финансовые рынки, монополизированы энергетические рынки внутри страны, поэтому естественно, издержки растут гораздо более высокими темпами, чем растет экономика. Вот с этим сначала надо разобраться, и параллельно с этим заниматься развитием цифровых технологий и водородной энергетикой.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

06.06.2021 13:17

Говорят, нет дыма без огня. Только что директор МВФ задалась одним из самых важных для них вопросов – о «зеленых» технологиях, т.е. технологиях без вредных выбросов. Дума недавно приняла закон о сокращении парниковых газов. А это означает, что использовать углеводородное сырье для тепловых электростанций будет довольно затруднительно. Это значит, что мы будем платить штрафы. Вот и выходит, что на пенсии у нас денег нет, а на ликвидацию тепловых электростанций есть. А между тем, в стране 60% электроэнергии вырабатывается именно тепловыми электростанциями, которые используют углеводородное сырье.

Что касается водорода, то Чубайс отчасти прав. Я тоже за то, чтобы использовать это совершенно безвредное сырье, водород, которое кроме пара выпускать ничего не будет. И его необязательно добывать прямо из углеводорода: его можно извлекать из обыкновенного воздуха, можно извлекать из воды. Но как панацею видеть в водороде какое-то альтернативное топливо - это еще бабушка надвое сказала. У нас появились водородные автомобили, но только пока в экспериментальном варианте, и буквально на прошлой неделе.

Причем, такие автомобили не так просты в эксплуатации, как кажутся, потому что водород сохраняется в жидком состоянии при очень высоком давлении и низкой температуре. Ну и как содержать это в своем автомобиле, и что будет, если не дай бог лобовое столкновение или нечто подобное? Сгорят все вместе с железками, даже пепла не останется. Водород – это очень мощное взрывчатое вещество, особенно в жидком состоянии.

Поэтому в мире пока еще остерегаются переходить на водородные технологии - только потому, что они очень небезопасные. И торговать на сегодняшний день водородом мы вообще не готовы. Установки, производящие водород, у нас используются только в ВПК, для заправки космических ракет. И к сожалению, эти установки маломощны для того, чтобы обеспечить всех. Ну а кроме того, такие установки надо делать в каждом регионе, а водород пока еще значительно дороже даже нашего дорого бензина. Его производство пока еще несовершенно, и переходить на него в промышленных масштабах довольно затруднительно. Если бы мы овладели какими-то очень дешевыми и большими технологиями, тогда, наверное, можно было бы говорить о переходе на промышленное производство водорода и о продаже его за рубеж. Но сегодня, к сожалению, мы такими технологиями не обладаем. Мало того, для производства водорода в промышленных масштабах соответствующие станции надо создавать не только в каждом регионе, но и в каждом районе. А это с одной стороны опасно, и с другой стороны, в нынешних условиях будет далеко не совершенно.

Поэтому Чубайс в данном случае поторопился. В целом в этом направлении он, допустим, прав, но чисто теоретически. А практически переходить к этому направлению пока еще сложно, поскольку все это пока только на стадии эксперимента.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Сегодня уже начали на недвижимости зарабатывать деньги. Если в бюджетах денег нет, и при этом губернаторы не хотят строить ни заводов, ни фабрик, не хотят заниматься экономикой, то они ищут, а где бы сорвать шаровые деньги, чтобы ничего не делая, можно было пополнять казну. И поскольку мы все имеем квартиры, дачи, а некоторые богатые люди имеют и по несколько квартир и дач, вот они и увеличивают кадастровую стоимость квадратного метра, и за счет этого получают целые миллиарды доходов..."

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"Создание каких-то мощных агломераций, наверное, возможно. Только возникает вопрос: а за счет каких средств, за счет какой мотивации? Если это не культурный центр, не политический центр, не центр экономической жизни, значит нужно придумывать что-то такое, чтобы туда тянулись люди. Да, можно построить где-то новые города. А кто там будет жить, чем там люди будут заниматься?"

"Первое, с чего Хуснуллину надо начать – это проанализировать ситуацию, когда мы многократно поднимали тарифы на 20, 30, 40, 100%, и объясняли этой программой модернизации. То есть, сегодня в отношении Росводоканала, ТГК, всех компаний, которые работают в этой отрасли, нужно проверить, выполнили они инвестиционную программу, или нет. Если не выполнили, то должны привести ее в нормативное состояние, а если выполнили, то тогда у них и не должно быть тарифов, диктуемых вот этой модернизацией..."

"Чубайс, конечно, слуга доллара, Соединенных Штатов Америки, и потому излагает позицию США и их союзников в той же Европе. Суть этой позиции очень простая. США и их союзники, которые вместе представляют всего лишь 10% человечества, живут за счет оставшихся 90%. Например, 80% всех валютных ресурсов человечества – это доллар и евро. А выпускают их и выгодоприобретателями являются государства, где проживает всего лишь 10% от всего народонаселения планеты. Поэтому с этих позиций Чубайс прав..."

"У нас уже несколько поколений автовладельцев, которые пользуются автодорожной сетью, выплатили государству сполна через всевозможные, скажем так, финансовые обременения, фискальные выплаты, налоги и прочее. Поэтому неприемлемое совершенно предложение, которое говорит о патологической жадности и недалекости авторов подобных идей. Прибыль ведь получают с оборота. Если будет дешевый проезд по платным трассам, люди будут этими трассами пользоваться. А если вы завышаете тарифы, уменьшится поступл ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...