Мы можем установить прожиточный минимум в 2 копейки, и тогда у нас все будут богатыми...

Нужно не уговаривать сверхбогатых делиться, а заставить! Куда они сбегут? Во Францию, где до 70% прогрессивный налог? Им некуда бежать! А будут обманывать – тюрьма, банкротство, конфискация имущества...

В СССР и троечники, и двоечники были, тем не менее все развивалось: парламентарии об экономической и образовательной неуспешности и заявлении ректора ВШЭ

08.06.2021 14:30


Экономическая неуспешность, или бедность, начинается с образовательной неуспешности на уровне школы, то есть отставания от школьной программы, заявил «Известиям» во время Петербургского экономического форума (ПМЭФ) ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.

Он пояснил, что условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников. «Ведь что означает доля неуспевающих в школе в 20–30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», — приводит слова Кузьминова РБК.

Он уточнил, что среднемировой уровень образовательной неуспешности — 25%. Такой уровень зафиксирован, например, в Бразилии и Индии, однако ректор ВШЭ подчеркивает, что в этих странах традиционно высокая безработица и они трудоизбыточны.

«Для России же, где 10% рынка труда закрыты мигрантами, образно говоря, каждый активный гражданин на счету. Нам надо срочно начинать системную работу в этом направлении, — отметил он. — В европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность свели к 10%. России нельзя отставать».

Кузьминов считает, что проблему образовательной неуспешности в какой-то мере могли бы решить «выравнивающие» гранты тем школам, которые работают с большим количеством детей, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации.

Regions.ru: Что Вы думаете по поводу высказываний ректора ВШЭ? Насколько, на Ваш взгляд, бедность в стране может быть связана с образовательной неуспешностью?

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

08.06.2021 14:36

Очевидно, что эти высказывания не имеют отношения к реальной жизни. У нас в Советском Союзе и троечники, и двоечники были, тем не менее все развивалось. А если взять сегодня школьные программы начальных классов тех же скандинавских стран, или Америки, то у нас в детском саду изучают то же самое. То есть, уровень образования в этих странах настолько низкий, что надо очень постараться, чтобы быть при таком образовании неуспешным. Поэтому в данном случае сравнивать цифры у них и у нас совершенно бесполезно.

А экономическая неуспешность имеет у нас совсем иные причины. Во многом она связана с тем, что полномочия у налоговой в России практически безграничны, и в стране практически не может развиваться предпринимательство, в том виде, в каком оно должно развиваться. Если, допустим, какая-то компания два квартала находится в убытке, что естественно для предпринимательской деятельности, то в глазах налоговой ее директор и все учредители сразу становятся преступниками. И получается так, что высококвалифицированному специалисту  приходится объяснять недостаточно квалифицированному сотруднику налоговой, почему у него убыток: цены на сталь выросли, курс рубля упал, и т.д. Это все чисто объективные причины, но его все время спрашивают, почему у него вдруг убыток образовался.

Поэтому, мы вроде бы в капитализме живем, но у нас нет нормального предпринимательства, бизнесу приходится работать в условиях, в которых инициатива, прямо скажем, наказуема. А попытки привязать экономическую неуспешность к цифрам образовательной неуспешности, - это просто манипуляции. Образование, конечно, важный фактор, но главная проблема заключается в том, что сегодня предпринимательская деятельность у нас априори является подозрительной, скажем так. И я уже не раз отмечал, что в таких условиях у нас вряд ли может появиться, допустим, свой Илон Маск. Дело в том, что компания Маска, как известно, 10 лет была убыточной, а сейчас она самая дорогая. А если бы у нас его компания показывала убыточность хотя бы год, то вскоре от этого бизнеса и следа бы не осталось.

Сергей Катасонов

Депутат ГД РФ VI и VII созывов, фракция ЛДПР

08.06.2021 14:31

Я поддерживаю идею о том, что умный, образованный человек, закончивший, скажем, МГТУ ли МГУ, имеет шансов на бедность меньше, чем необразованный человек. Но с тезисом, что люди, не относящиеся к отличникам, недообразованные, являются потенциально бедными, я согласиться не могу. Кстати, если мы с вам возьмем тех бизнесменов, которые входят в списки Forbes, или известны как крупные бизнесмены на уровне субъектов федерации, то среди них очень много троечников. Понятие «предпринимательство» и знание высшей математики – это не одно и то же. У человека должен быть дар к действительно успешному предпринимательству, и таких людей 2-3%. Человек может даже получить наивысочайшее образование, но он будет просто высокооплачиваемым сотрудником. А человек, который плохо учился в школе, вполне может открывать пекарни, какой-то другой бизнес, потому что у него есть особый дар к организации бизнеса. Но при этом он может не обладать какими-то особыми знаниями.

Да, чем выше образование, тем меньше шансов столкнуться с бедностью. Но это не значит, что есть прямая связь между оценками в школе и успешностью, доходами человека. Экономическая успешность – это вообще многофакторное явление, на которое влияет в том числе и состояние здоровья человека. Чем больше у него будет здоровья, тем меньше он будет тратить время на лечение и тем больше у него будет времени на образование, на бизнес, на семью, и т.д.

Мне кажется, государство должно создавать условия, в которых каждый мог бы себя реализовать. Ведь не факт, что человек, закончивший МГУ, обязательно имеет шансы реализовать себя больше, чем человек со среднем специальным образованием. Да и вообще, если все будут стремиться в «лобачевские», то кто будет печь хлеб, пахать поле? Между прочем, очень много людей, закончивших сельские школы, стали успешными фермерами. Да, они не миллионеры, но они живут в хорошем достатке, любят свою работу и приносят огромную пользу стране.

Понятно, что фактор образования очень важный. Но если мы хотим победить бедность, нужно, чтобы работала экономика. Просто ректор ВШЭ рассуждает в данном случае со своей позиции. Он прав, но в узком сегменте. А если мы говорим о масштабах всей страны, то на первое место выходит все-таки экономическая ситуация, рост ВВП, строительство новых заводов, создание новых рабочих мест.

Олег Нилов

1-й зампред Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция «СРЗП»

08.06.2021 14:31

В ответ на это прозвучавшее мнение я бы сказал: так, да не так. Даже при всех «заслугах» ЕГЭ-образования уровень образованности в России все-таки выше, чем во многих странах третьего мира, которые устанавливают и бьют рекорды производительности и эффективности труда, таких как Индия, Китай. При всем уважении к их системам образования, я думаю, им еще далеко до существующего у нас уровня образования, хотя по современным, общемировым меркам этот уровень, конечно, нельзя считать приемлемым.

Поэтому, отчасти с рассуждениями ректора ВШЭ можно согласиться, но главную проблему здесь я вижу не в этом. Главное – в необразованности, неподготовленности руководящего звена, особенно среднего, в том числе деятелей, которые сами себя называют элитой, - промышленной, банковской, финансовой. Вот там можно наблюдать вопиющие пробелы, потому что, к сожалению, не сегодня и не вчера начала разваливаться система подготовки грамотных специалистов, причем на фоне, скажем так, несопротивления утечке мозгов. Вот где причины! Лучшие умы, что были у нас благодаря еще советской школе, средней и высшей, утекали, а те, кто незаслуженно считает себя элитой и считает ниже своего достоинства получать российское образование, отправляли своих детей в заморские школы, колледжи, вузы. И даже если они возвращались, пусть может и с неплохой подготовкой, но с такой, которая мало соответствовала нашим реалиям, да еще с завышенными запросами, амбициями. Понятно, что в большинстве своем они не приносили и не приносят в России никакой практической пользы. Они здесь привыкли «мажорить», вести образ жизни рантье, получив в наследство баснословные капиталы, а производство, эффективность труда, какие-то новации во благо страны их мало интересуют.

Вот отсюда и получается, что именно троечники, которые уже пришли к управлению в стране, пусть может еще не на самом высшем уровне, но на среднем точно, и представляют собой очень большую проблему, при которой каких-либо прорывов в нашем социально-экономическом развитии, к сожалению, быть не может. Конечно, можно в качестве неких экспериментов продвигать проекты вроде тех или иных наукоцентров, всяких «сириусов», и т.д., практиковать какие-то исключения. Но это будет каплей в море, и к массовому прорыву не приведет.

Система ЕГЭ, недоступность для многих качественного высшего образования, троечники на руководящих управленческих постах, - все это вместе взятое не позволит нам реализовать жизненно важные направления, нацпроекты, и т.д. Это как аксиома, которую не надо доказывать никакому здравомыслящему человеку.

Поэтому главным приоритетом должно быть для нас выстраивание системы общедоступного и качественного образования, на уровне образования советского. А чтобы ускорить этот процесс, начать нужно с того, чтобы ввести наконец для детей высокопоставленных чиновников, для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации запрет на получение первого высшего образования за рубежом. Наша партия настаивает на этом уже давно. И вопрос этот касается не только состояния российской системы образования, но и, по понятным причинам, интересов национальной безопасности.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

08.06.2021 14:31

Я думаю, что Ярослав Иванович прав, но как всегда прав очень частично. Начну с того, откуда берется образовательная неуспешность в российской школе. Дело в том, что Россия, увы, стала страной контрастов. С одной стороны, у нас есть школы, в которых ребят готовят весьма успешно. С другой стороны, появляется все большее количество школ-гетто, в которых концентрируются дети мигрантов, дети людей с низкими доходами, и т.д., и т.д.

Причем, на образовательной неуспешности прямо сказывается уровень социального неравенства. Семьи с высокими доходами тратят на образование своих детей в 5 раз больше, чем семьи с невысокими доходами. Прежде всего, у хорошо обеспеченных есть возможность нанимать репетиторов. Подготовиться к ЕГЭ без репетиторов крайне сложно, если вообще возможно. Более 70% всех детей и до 100% детей в Москве и Питере готовятся к ЕГЭ с репетиторами. То есть, экономическое положение семьи прямо сказывается на возможности получения высшего образования. Таким образом, Кузьминов говорит про образовательную неуспешность, забывая, что она постоянно связана с высоким уровнем экономического неравенства. Это первое.

Второе. Экономическая неуспешность связана отнюдь не только с образовательной неуспешностью. Ну например, вы успешно закончили университет как учитель, или даже как инженер, вы приходите на работу, и получаете зарплату в 15-20 тысяч рублей. Это что? Это экономическая неуспешность, которая прямо не связана с вашей образовательной неуспешностью. Это связано прямо с неправильной государственной политикой. Мы в свое время ругали Советский Союз за то, что там высоко квалифицированный труд низко оплачивался. Ну так по сравнению с Советским Союзом сегодня ситуация у нас резко ухудшилась! По данным Минпросвещения, озвученным на его коллегии, разница в оплате труда учителей по регионам России составляет у нас сегодня 7 раз. И каким бы успешным вы ни были учеником и студентом педагогического вуза, начинающий учитель все равно получает нищенскую заработную плату.

Поэтому повторю: доля правды в том, о чем говорит Ярослав Кузьминов, есть. Но еще гораздо важнее то, что в России образовательный неуспех, - это следствие высокого уровня экономического неравенства и неравенства образовательных возможностей.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"За основу можно взять потребительскую корзину Великобритании, либо Франции, либо на худой конец Германии. И тогда речь уже будет идти не о биологическом выживании, а о минимальных доходах населения, которые обеспечивают людям хоть и не вполне достойное, но существование, а не выживание. А 20 тысяч – это уровень как раз самого элементарного выживания. Достаточно обратить внимание, что на сегодня в нашей потребительской корзине не в полной мере учтены коммунальные услуги..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Не нужно бояться большого количества экзаменов - это не травмирует, как утверждают некоторые психологи, а наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому, чем больше экзаменов в школе, тем лучше дети будут готовы к взрослой жизни ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Очередная трагедия, произошедшая в учебном заведении, потрясла страну. По данным Следственного комитета, в понедельник студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу. Нападавший задержан, его личность установлена. Жертвами стрельбы, по уточненным данным, стали шесть человек

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

У нас достаточно механизмов для того, чтобы привлекать людей за клевету и в этой части наше законодательство ни в какую из сторон менять не нужно. а клевета в отношении неопределенного круга лиц – это юридический нонсенс. Что это за круг лиц, и кто будет его определять, кто будет считаться потерпевшим? Все это абсолютно нереально даже вообразить. По-видимому, данный законопроект направлен на то, чтобы заставить людей под страхом возбуждения против них уголовных дел, судебных производств просто ...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...