Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Сначала нужно избавиться от ЕГЭ, а уже потом учить финансовой грамотности в школах: мнения парламентариев

12.07.2021 12:32


С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.

В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.

При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — цитирует РБК сообщении ЦБ.

В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.

Между тем, по мнению заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, нововведения, касающиеся уроков финансовой грамотности в российских школах, обречены на провал.
"Нет ничего глупее и безобразнее, чем экстенсивное развитие образования. Понимаете, проблем огромное количество: плохо с семьёй — давайте введём раздельные уроки психологии, этики, психологии семейной жизни, плохо с экологией — давайте введём раздельные уроки экологии, плохо с финансовой грамотностью — давайте введём финансовую грамотность, а ещё есть проблема раздельного сбора мусора", — сказал Ямбург в беседе с Лайфом.

По его словам, обучение финграмотности можно интегрировать в другие предметы — например, в уроки обществознания, однако остаётся вопрос, как в программу вписать новую дисциплину.
"У меня вопрос: "за счёт чего?" Русский язык сократить или математику. Голова ребёнка — это не котёл, который можно заполнять как угодно", — заявляет учитель.

Regions.ru:  Что Вы думаете по поводу предстоящего включения в школьную программу обязательного преподавания финансовой грамотности? Разделяете ли вы мнение Евгения Ямбурга?

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

12.07.2021 12:33

Ну, мне кажется, не только один Ямбург скептически относится к такому нововведению. Наверное, у многих преподавателей и родителей возникают в связи с этим те или иные вопросы.

Если говорить в целом, то конечно, финансовая грамотность нужна. Но прививать ее нужно не с младших классов, а все-таки когда уже формируется осознанное мышление. При этом нужно понять, что такое финансовая грамотность. Если мы хотим, чтобы потом все были финансистами, - это одно. Если мы хотим, чтобы люди просто умело распоряжались своими средствами, - это другое. А тонкости и детали системы безопасности и защиты от финансовых мошенников должны знать те, кто оказывает финансовые услуги и по долгу службы призван создавать такую защиту. В большинстве своем это работники тех же банков, страховых компаний, и т.д.

Ну и также, действительно, очень хороший и серьезный вопрос – за счет чего мы будем обучать финансовой грамотности, учитывая, что у нас и так есть целый ряд предметов, которые достаточно плотно заполняют учебный график детей. За счет увеличения пребывания в школе, дополнительных часов, которые появятся в расписании? Думаю, что это будет сложно, потому что дети и сейчас уже во многом перегружены. А вот как дополнительные занятия в свободное время, и чтобы решения об участии в таких занятиях принимались самими учащимися и их родителями, - мне кажется, что это могло бы быть более приемлемым вариантом. Но если это будет обязательным предметом, то скорее всего вызовет определенные вопросы. И мало того, вслед за этим могут предложить ввести и юридическую грамотность, поскольку финансовая деятельность предполагается знание многих правовых моментов.

Поэтому мое отношение к данной инициативе тоже, если не скептическое, то во всяком случае двоякое. Но повторю, я не против, если это будут какие-то дополнительные, причем бесплатные, занятия, которые посещаются по желанию родителей и ребенка, и которые не вредят усвоению всех основных предметов, таких как математика история, география, русский язык, литература. А математика – это вообще основа всего. Не будет хорошего знания математики, не будет и никакой финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – она со временем приходит к каждому. Главное, что должны быть внимательность и высокий профессиональный уровень тех, кто оказывает те или иные финансовые услуги, должна быть ответственность за некачественное оказание услуг.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

12.07.2021 12:33

Думаю, что я скорее согласен с Ямбургом, чем с Центробанком. Да, финансовая грамотность, как и любая другая грамотность, - вещь полезная. Но для этого совершенно не нужно вводить отдельные предметы. И я не очень понимаю, зачем финансовая грамотность с 1-го класса. У нас многие дети считать не умеют нормально, а нам предлагают рассказывать о финансовой грамотности в 1-м классе!

Во-вторых, я полагаю, для того, чтобы не стать жертвами финансовых мошенников, достаточно знать очень немногое. Жертвами финансовых мошенников люди, как правило, становятся не потому, что они финансово неграмотны, а потому, что их одолевает жадность, или другие эмоции. Детям, чтобы не стать жертвами мошенников, достаточно понимать: если вам сулят слишком высокие доходы, то почти наверняка обманут. Если вам обещают бесплатный сыр, то знайте, что он бывает только в мышеловке.

Что же касается навыков ведения бизнеса, то с моей точки зрения это скорее программа профессионального образования, чем общего школьного. Если все-таки вводить финансовую грамотность, то во-первых, в старших классах, во-вторых – не в виде отдельного предмета, а в виде урока или материала в рамках других предметов. Это могут быть обществознание, или экономика, если она выделяется отдельно. Соответствующие расчеты могут быть в рамках математики, или даже арифметики. В конце концов, бывают и литературные произведения, которые более-менее формируют финансовую грамотность. Ну например, у Пушкина Евгений Онегин был «…глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». А вот отец «понять его не мог и земли отдавал в залог». Не потому, что отец был неграмотный, а потому, что отец был жадный и расточительный.

Поэтому финансовой грамотности, как и другим полезным навыкам, нужно учить, но не за счет базовых предметов, а в рамках практической ориентации уже имеющегося материала.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

12.07.2021 12:33

Думаю, прежде всего нам нужно учитывать мнение педагогов. Конечно, с точки зрения человека, который занимается экономикой и промышленностью, я могу только приветствовать, если дети будут получать какие-то базовые знания по финансовой грамотности. Но вот тут я с педагогом соглашусь, что голова ребенка – она как бы ограничена, и впихнуть в нее все невозможно.

Сама идея, на мой взгляд, неплохая. Но тянет ли она на целый курс, на целый отдельный предмет? Вот в этом я сильно сомневаюсь. И потом, согласитесь, изучать подобные вещи в 3-м классе или, например, в 10-м классе – это же большая разница.

А вообще, именно сегодня предложения о преподавании в школах финансовой грамотности выглядят несколько странно при наличии у нас системы ЕГЭ, которая фактически отучает детей мыслить, анализировать, искать  нестандартные решения. Какие-то два разновекторных движения получаются!

Еще раз подчеркну, ничего плохого в обучении детей основам финансовой грамотности я не вижу. К примеру, мои внуки, которым от 5 до 9 лет, играют в развивающие игры, в том числе основанные на модели супермаркета, что-то там «меняют, продают, покупают», т.е. уже, можно сказать, постигают определенную финансовую грамотность. Кстати, игровые формы обучения финансовой грамотности – это, на мой взгляд,  неплохой вариант. Но применительно к школе надо посмотреть в комплексе, какая программа нам необходима. И в целом систему образования, его концепцию, конечно, нужно пересматривать, и от ЕГЭ нужно избавляться. Именно этот вопрос должен быть решен в первую очередь, а потом уже все остальные, и опять же, с обязательном учетом мнения авторитетных педагогов.

Сергей Катасонов

первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

12.07.2021 12:33

Я думаю, что это, конечно, шаг правильный. Меняется мир, мы переходим на цифровые расчеты, и сейчас многие среди молодежи начинают пользоваться своими телефонами в том числе и для разного рода покупок.

Но мы знаем, что торговля нередко может провоцировать какие-то вещи: что-то выдается в кредит, что-то с отсрочкой платежа, и т.д. И через подобные вещи ребенок может попадать в своеобразную долговую яму, тем более, что сам он пока не зарабатывает, и источник его средств – это доходы родителей. И вот для того, чтобы дети могли принимать здесь правильные решения, преподавание в школах финансовой грамотности было бы нормальным, правильным ходом. Плюс мы видим, что в связи со снижением доходов на фоне ситуации с ковидом  многие приходят сегодня на фондовый рынок, чтобы попытаться заработать. И если предположить, что эта тенденция будет развиваться, то наверное, нужно уже с молодых лет формировать у людей хотя бы какое-то начальное понимание об основах функционирования фондового рынка.

Поэтому к самой идее преподавания финансовой грамотности я отношусь положительно. Другое дело, действительно возникает вопрос, за счет чего это преподавать. Естественно, учебные часы небезграничны, и нужно четко понимать, за счет чего мы сможем выделить дополнительно какие-то часы на новый предмет. С учетом уже существующей загрузки школьной программы, задача эта непростая, но я думаю, что она в принципе выполнима. Возможно, на каком-то этапе это могут быть не совсем обязательные, а как бы дополнительные занятия, вводимые по усмотрению школ – вроде того, как сегодня школы могут вводить у себя на выбор, по желанию изучение какого-то дополнительного языка.

Так что, в целом идея правильная. А над вопросом, за счет чего и как, дополнительно по желанию, или обязательно, над соответствующей дорожной картой, я думаю, должно поработать экспертное сообщество – совместно с учителями, родительскими комитетами, профильными министерствами.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"90% граждан не согласны с повышением пенсионного возраста. Люди возмущены пенсионной реформой, они про нее не забыли, считают ее несправедливой, требуют вернуть прежний пенсионный возраст..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Общий уровень образования наиболее резко начал деградировать с момента объявления локдауна, когда школьники были переведены на дистанционное обучение. Это в огромной степени повысило стресс и для детей, и для родителей, потому что дистанционное обучение, так восхваляемое господином Грефом, - это прямой путь к потере наших будущих поколений. Как говорят специалисты, при такой системе обучения отличники очень быстро становятся хорошистами, а хорошисты – двоечниками..."

"Принудительная вакцинация абсолютно неприемлема, потому что человек должен сам решать, надо ли ему вакцинироваться, т.к. сам знает возможности своего организма. Поэтому принуждения допускать нельзя. Долгосрочное действие вакцин не изучено, никто не знает, что будет через 5, 10 лет с теми, кто вакцинировался, как это отразится на их здоровье. И если требуется вакцинироваться каждые полгода, то что будет с иммунитетом, не разовьются ли онкозаболевания, нервные, сердечно-сосудистые, тромбозы и т.д ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

У нас достаточно механизмов для того, чтобы привлекать людей за клевету и в этой части наше законодательство ни в какую из сторон менять не нужно. а клевета в отношении неопределенного круга лиц – это юридический нонсенс. Что это за круг лиц, и кто будет его определять, кто будет считаться потерпевшим? Все это абсолютно нереально даже вообразить. По-видимому, данный законопроект направлен на то, чтобы заставить людей под страхом возбуждения против них уголовных дел, судебных производств просто ...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...