Анатолий Лысков: Главным при организации выборов является обеспечение тайны волеизъявления избирателей, а дистанционное голосование этого не гарантирует
21.07.2021 14:50
Анатолий ЛысковСуждение председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой об оценке критиков дистанционного способа голосования на предстоящих выборах 2021 года как "людей с пещерным сознанием" побуждает обратиться к недавнему сюжету из фильма советского периода "Журналист" и действующему избирательному законодательству.
Одна из героинь указанного фильма, желавшая стать хорошим журналистом, заявила своему высокопоставленному коллеге о том, что ей для хорошего исполнения обязанностей "не хватает эпитетов". Сравнивая данное высказывание с указанной выше критической оценкой Эллы Александровны, напрашивается вывод, что у нее "с эпитетами все в порядке". Они впрямую впрямую попадают в оппонентов. Но насколько подобные высказывания обоснованы на действующих нормах Конституции РФ и действующих законов?! И насколько правосознание оппонентов ЦИК отличаются "пещерностью сознания", а ЦИК шагает в ногу с всеохватной цифровизацией, способствующей дистанционному голосованию?!
Предлагаю разобраться по существу.
Так, статьей 32 Конституции РФ предусмотрено следующее:
"1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия".
Как видно, данная статья предусматривает исчерпывающий перечень ограничений для участия в выборах. Однако в действующем избирательном законодательстве появились нормы, не согласующиеся с конституционными нормами прямого действия. В то же время ЦИК, являющейся высшим государственным органом по организации выборов, не посчитал необходимым своевременно обратиться в Конституционный Суд РФ на предмет приведения норм избирательного права Основному закону государства.
Вместе с тем федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме" четко предусматривает формулу о праве граждан России участвовать в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 1). А статья 7 этого закона так и называется "Тайное голосование" и предусматривает предельно жесткую следующую формулу: "Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина"
В статье 3 федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", именуемой "Принципы проведения выборов", также предусмотрена принципиальная норма о том, что "граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". А вот статья 4 этого закона требует существенной переработки как несогласующаяся с указанной выше статьей Основного закона..
Как видно из приведенных норм главным при организации выборов является обеспечение тайны волеизъявления избирателей. А разве дистанционное голосование, как показывает практика, обеспечивает тайну голосования, как то вытекает из закона?! Со всей очевидностью - нет. СМИ пестрят информацией о различного рода взломах информационных систем. Отсюда позиции упомянутых выше критиков ЦИК выглядят политически более достойно и с высокоразвитым правосознанием, чем непосредственные организаторы предстоящих способов голосования. Что касается употребления так называемых "эпитетов" со стороны главы ЦИК, то, как представляется, у нее хватит доброй воли внести коррективы в освещении практики будущих намерений в деятельности ЦИК, исключая ссылки на некие "пещерности".