Москва точно может позволить себе многостороннюю социальную поддержку. Достаточно плитку перекладывать не два раза в год, а один, и сэкономленные деньги направлять на заботу о пожилых людях

Хотелось бы спросить у Мишустина, что бы он взял из опыта Китая и Вьетнама, чтобы и мы начали развиваться, а не деградировать

Национальный стандарт благополучия - это прожиточный минимум в 34-37 тысяч рублей: мнения парламентариев

22.07.2021 10:49


Ведущий телепрограммы «60 минут» Евгений Попов обсудил с первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергеем Рябухиным механизм создания Национального стандарта благополучия, проект которого в настоящее время разрабатывает телеведущий.

Журналист много лет изучал проблемы людей по всей стране. Сегодня он убежден: приоритетная задача — создание единой системы гарантий качества жизни для всех россиян, независимо от места их проживания, уровня доходов и социального положения.

«Эта система охватит все сферы жизнедеятельности человека — от уровня оплаты труда до условий проживания, которые существенно отличаются в зависимости от региона. Например, Москва — один из самых комфортных городов для жизни: более 24 тысяч благоустроенных дворов, где в шаговой доступности находятся более 26 тысяч детских, игровых и спортивных площадок. Многие регионы о таком могут только мечтать. Поэтому необходимо учитывать опыт столицы. Понимаю всю сложность этого проекта. Поэтому обратился за рекомендациями к Сергею Рябухину, который принимал участие в группе Дмитрия Козака по разработке «модельного бюджета», —приводит слова Попова «Вечерняя газета». 

По мнению телеведущего, «создание Национального стандарта социального благополучия потребует эффективного взаимодействия многих министерств и ведомств. Предстоит сложнейшая задача: внести более 3 тысяч изменений в законы и подзаконные акты».

В свою очередь сенатор Сергей Рябухин обратил внимание на некоторые важные моменты подготовки документа. В частности, предстоит глубоко, комплексно проанализировать бюджеты всех уровней — от федерального до местного. Это позволит рассчитать, сколько средств из каждой казны может быть потрачено на реализацию отдельных задач стандарта. А также какая часть бюджетных обязательств может быть передана с одного уровня на другой, чтобы каждый субъект стал самодостаточным и смог выполнять полномочия по обеспечению граждан услугами высокого качества. Для этого потребуется разработать и утвердить через правительство РФ реестр бюджетных обязательств на всех уровнях консолидированного бюджета страны с обоснованием расчетов ассигнований и учетом специфики каждого региона отдельно.

Regions.ru:  Как Вы относитесь к идее создания Национального стандарта благополучия? Насколько реально добиться единых гарантий качества жизни для всех россиян?

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

22.07.2021 10:49

Я начну с того, что мы многократно пытались продвинуть федеральный закон о минимальных социальных стандартах. Это примерно то же самое, что и стандарт благополучия, только пожалуй даже поскромнее. Стандарт благополучия предполагает практически все измерители качества жизни. Мы же предлагали ввести хотя бы несколько наиболее важных  измерителей качества жизни, которые были бы обязательно обеспечены в отношении каждого человека. Но каждый раз наши попытки принять закон о минимальных социальных стандартах, соответственно, топились правительством и верным ему большинством в Государственной Думе.

Второе. Разумеется, я поддерживаю предложение Евгения Попова про стандарт благополучия. Я абсолютно уверен, что право человека на жизнь, на охрану здоровья, на образование не должно зависеть от того, в каком месте нашей большой страны и при каких приоритетах того или иного губернатора ему повезло или не повезло родиться и жить. Но реальность заключается в том, что в современной России нет единого социального пространства. Москва живет примерно как Чехия, Тыва примерно как Монголия, моя родная Омская область – где-то посерединке. Например, неравенство в оплате труда учителей, по данным Министерства просвещения, составляет по регионам 7 раз. Причем, все это -следствие прямой политики Минфина и правительства России. Они пытаются собрать деньги в кубышку, которая называется Фондом национального благосостояния, а социальные обязательства сбросить в регионы. Такой курс имеет политическую составляющую, в том смысле, что если вы чем-то недовольны, вы должны идти не в Москву, а к своему губернатору, мэру, главе сельского самоуправления. Хотя деньги находятся как раз в руках Минфина, напоминаю – 14 трлн рублей составляет сегодня Фонд национального благосостояния.

Третье. Поскольку единого социального пространства нет, российские власти пытаются скреплять страну административным насилием, в том числе де-факто назначением, за редким исключением, губернаторов с помощью муниципальных фильтров, назначением прокуроров президентом, развитием Национальной гвардии вместо местных правоохранительных структур, и т.д.

Выступая в Государственной Думе, я не раз напоминал известную полемику между Бисмарком и Тютчевым. Как известно, Бисмарк предлагал скреплять единство Германии железом и кровью. А Тютчев ему отвечал: «Единство, - возвестил оракул наших дней, - быть может спаяно железом лишь и кровью. Но мы попробуем спаять его любовью, - а там увидим, что прочней». Вот я считаю, что единство страны надо скреплять социальной любовью. Для этого действительно должны быть единые и очень близкие стандарты качества жизни. Хотя бы уменьшить разрыв в качестве жизни между регионами – это вполне реально. Не знаю, можно ли в Тыве установить буквально такой же уровень жизни, как в Москве, но очевидно, что разрыв должен быть уменьшен.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

22.07.2021 10:49

Я начну с другого. Сегодня все министерства и ведомства выполняют задачи, поставленные в том числе президентом, Федеральным собранием, председателем правительства. Это и национальные проекты, и системные, и разовые решения, которые направлены на повышение благосостояния людей.

А оценить такую идею как создание Национального стандарта благополучия довольно сложно. Звучит вроде бы красиво, а вот что в это вложить? Я не знаю подобных практик в каких-либо странах. Ну и потом, основные стандарты у нас уже есть: стандарты социального обеспечения и поддержки, минимальный размер оплаты труда, который, независимо от форм собственности, работодатель не вправе нарушать. Есть большой блок поддержки семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и сейчас инициативы президента направлены как раз на эти семьи, на детей. Предусмотрены у нас и минимальные квадратные метры жилья, которые предоставляются, если это социальный найм.

Безусловно, мы все должны стремиться к тому, чтобы люди наши жили лучше. Но повторю, сегодня уже существуют минимальные стандарты по различным направлениям, которых придерживаются региональные власти, федеральные власти, в том числе федеральные министерства. Если же предлагаемая идея связана с задачей резкого повышения благосостояния граждан, тогда как всегда возникает вопрос об источниках финансирования, о возможностях бизнеса. Была бы возможность, наверное, повышался бы и более резко МРОТ, более эффективно решались бы вопросы с поддержкой пенсионеров, многодетных семей, родителей-одиночек, инвалидов, и т.д. Они и так решаются, но решаются в пределах возможностей государства, регионов, и самих потребителей. Стремиться к более качественному решению этих вопросов необходимо, но не так, что появился национальный стандарт, у людей появились соответствующие ожидания, а ресурсами эти ожидания не обеспечены. Юридически, законами обеспечить можно, но с ресурсами все гораздо сложнее, если подразумевается сразу существенное улучшение. Но главное, что стремление к этому сегодня есть, и мы это видим по взаимодействию всех органов власти в направлении повышения уровня жизни граждан.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

22.07.2021 10:49

Ничего нового Попов здесь не предлагает. Такие предложения мы вносим в Государственную Думу регулярно. В частности, мы предлагаем те социальные гарантии, которое государство дает гражданам, перенести на федеральный уровень. Дело в том, что многие социальные гарантии в течение последних 20 лет с федерального уровня передавались на финансирование регионам. А поскольку денег у регионов не было, то регионы, соответственно, не могли выполнять свои обязательства перед гражданами.

Поэтому, естественно, подобные идеи нам близки, т.к. мы являемся авторами многих законопроектов на эту тему: и в области здравоохранения, и в области социальной защиты, и по вопросам всевозможных льгот ветеранам. А то бывают такие странные ситуации, когда социальная поддержка различается по региональному признаку. Ну например, помощь детям погибших защитников отечества: отечество одно люди защищали, а в разных регионах нормы социальной поддержки их детей определены разные. Или например, гарантии по обеспечению права бывших репрессированных на обеспечение жильем тоже ложатся на региональный уровень, и фактически от региональных законодательств зависит исполнение обязательств государства перед гражданами.

Мало того, я напомню, что у нас еще есть  невыполненные обязательства перед гражданами со стороны федерального центра. Прежде всего это обязательство по компенсации обесцененных вкладов граждан в Сбербанке. Соответствующий закон был подписан еще в 1997 году, и с тех пор, 19 лет подряд, исполнение этого обязательства все время откладывается.

Возможно, телеведущему позволительно не знать об истинной экономической ситуации, а также о ситуации с выполнением государственных обязательств перед гражданами. Но пусть тогда он пригласит единоросов, и спросит, а почему это они так много лет затягивают с исполнением многих социальных обязательств перед гражданами, почему они не устраняют причины, порождающие региональное неравенство в вопросах социального обеспечения, в уровне заработных плат, и т.д. Кстати, одна из наиболее очевидных таких причин касается межбюджетных отношений. Мы уже давно настаиваем на изменении Бюджетного кодекса и призываем вернуться к тому распределению средств между регионами и федеральным центром, которое было у нас раньше, когда доходы, собираемые на территории субъекта, делились между регионом и федеральным центром в пропорции 50 на 50.

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

22.07.2021 10:49

Национальный стандарт благополучия – звучит очень красиво. Но наши граждане живут в разных регионах, у них разные потребности, и здесь необходимо смотреть на вопрос и с точки зрения реализации, и с точки зрения цели, которую преследует автор данной инициативы.

Я прекрасно понимаю популярного журналиста, который баллотируется в Государственную Думу от «Единой России». Это вообще системная традиция «Единой России» - выдвигать популярных журналистов федеральных каналов. Они озвучивают вот такие инициативы, которые, конечно же, до них уже сто раз озвучивались. А та самая партия, от которой они баллотируются, добросовестно их губила, т.е. не поддерживала.

На самом деле социальный стандарт благополучия должен определяться минимальным размером оплаты труда, который приравнивается к прожиточному минимуму. Прожиточный минимум включает в себя в том числе и потребительскую корзину. Вот ее необходимо пересмотреть, и сделать прожиточный минимум реально отвечающим сегодняшним ценам и сегодняшним потребностям населения. По оценкам ученым, прожиточный минимум в Российской Федерации сегодня составляет около 34-37 тысяч рублей. Соответственно, и минимальный размер оплаты труда должен быть примерной такой же. Вот на этот основной параметр и необходимо ориентироваться в государственной социальной политике.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"90% граждан не согласны с повышением пенсионного возраста. Люди возмущены пенсионной реформой, они про нее не забыли, считают ее несправедливой, требуют вернуть прежний пенсионный возраст..."

ЧМ-2018

Бортников: "Органы Федеральной службы безопасности предприняли все необходимые меры для выявления и пресечения попыток использования беспилотных летательных аппаратов террористами в ходе проводившегося в России чемпионата мира по футболу".

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

"Когда в адрес Министерства спорта звучат претензии, что оно не обеспечивает большинство наших граждан бассейнами, хоккейными площадками, теннисными кортами и т.д., то это похоже на анекдот. Без денег, которое Министерство финансов должно выделять Министерству спорта, бессмысленно требовать с него обеспечения всех и всем, да еще желательно бесплатно. Давайте спрашивать с Министерства финансов, причем спрашивать за все, чем сегодня не обеспечено у нас абсолютное большинство трудящихся и пенсионер ...

"Если вот такие страшные преступники, - педофилы, маньяки, террористы, и т.д., - были приговорены в свое время к смертной казни, которая стала потом невозможной по причине введения моратория, то смертная казнь должна заменяться им исключительно на пожизненный срок заключения. И уже никакой теоретической возможности когда-либо выйти на свободу у них появляться не должно. Здесь крайне важно понимать, что из-за действия моратория высшая мера у нас не отменяется, а просто не приводится в исполнение. ...

Туристическая группа под руководством Игоря Дятлова погибла на перевале на Северном Урале зимой 1959 года при не выясненных до сих пор обстоятельствах. С тех пор выдвигались различные версии причин трагедии: от научных до фантастических, но ни одна из них не объясняла произошедшее. Перевал, где погибла группа, теперь называется перевалом Дятлова.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Петр Порошенко по ошибке открыл дверь кабинета, где находилась российская делегация во главе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.

"Эта инициатива влечет за собой абсолютное беззаконие и беспредел по отношению к собственному народу. Это вообще очень плохой прецедент, которого нельзя допускать, потому что он несет плохой пример для всех остальных структур. Это значит, что каждый человек, который попадает в поле зрения видеокамеры, со временем просто может стать объектом для списания денег. Допустим, прошел человек где-то не там, где-то без маски появился и автоматически с него штраф спишется. А потом QR-коды как ...

"Общий уровень образования наиболее резко начал деградировать с момента объявления локдауна, когда школьники были переведены на дистанционное обучение. Это в огромной степени повысило стресс и для детей, и для родителей, потому что дистанционное обучение, так восхваляемое господином Грефом, - это прямой путь к потере наших будущих поколений. Как говорят специалисты, при такой системе обучения отличники очень быстро становятся хорошистами, а хорошисты – двоечниками..."

"Принудительная вакцинация абсолютно неприемлема, потому что человек должен сам решать, надо ли ему вакцинироваться, т.к. сам знает возможности своего организма. Поэтому принуждения допускать нельзя. Долгосрочное действие вакцин не изучено, никто не знает, что будет через 5, 10 лет с теми, кто вакцинировался, как это отразится на их здоровье. И если требуется вакцинироваться каждые полгода, то что будет с иммунитетом, не разовьются ли онкозаболевания, нервные, сердечно-сосудистые, тромбозы и т.д ...

"Весь мировой опыт показывает, что проблему мусора можно решить только при одном условии. Это условие – раздельный сбор мусора. Например, Швеция не то что не тратит, а зарабатывает на этом, закупая раздельно собранный мусор в том числе у своих соседей. У нас, как недавно сообщалось, российские переработчики закупили у кого-то из наших соседей раздельно собранный мусор – пластиковые пакеты и другие материалы из пластика. То есть, мы закупаем чужой мусор, продолжая захоранивать или сжигать ...

Необходимо наладить системную работу, сориентированную на долгосрочный период, чтобы участок за участком анализировалась ситуация в местах предполагаемого, возможного затопления, и принимались конкретные меры. А если этого не будет, тогда будет каждый раз повторяться одно и то же: сегодня в Иркутской области, завтра в Амурской области, послезавтра еще где-нибудь, и т.д. Понятно, что налаживание такой работы – это довольно непростая задача, и стоит это больших денег. Но на ликвидацию последс ...

"Нужно понимать, что конкурс Евровидение – это нечто большее, чем просто культурное мероприятие, как и чемпионаты мира или Олимпийские Игры больше, чем спорт. Все эти международные мероприятия каждое государство использует как возможность в том или ином виде заявить, напомнить о себе остальному миру. И возникает вопрос, почему нашу страну не будет представлять певица, которая хоть в чем-то олицетворяла бы Россию и государствообразующий русский народ?..."

У нас достаточно механизмов для того, чтобы привлекать людей за клевету и в этой части наше законодательство ни в какую из сторон менять не нужно. а клевета в отношении неопределенного круга лиц – это юридический нонсенс. Что это за круг лиц, и кто будет его определять, кто будет считаться потерпевшим? Все это абсолютно нереально даже вообразить. По-видимому, данный законопроект направлен на то, чтобы заставить людей под страхом возбуждения против них уголовных дел, судебных производств просто ...

Если мы в нашей стране начнем сажать людей за то, что они являются алкоголиками или наркоманами, у нас одна половина журналистов окажется хроническими алкоголиками, а вторая половина – хроническими наркоманами. Сегодня кто-то выходит на митинг в поддержку необоснованно задержанного или невинно осужденного, а завтра самых активных его участников объявляют наркоманами и отправляют за решетку! Ну а сотрудникам полиции города Москвы остается только рекомендовать организовать внутренний чемпионат ...