Сергей Катасонов: У ЦБ должна быть реакция на ситуацию с ценами, но не такая, чтобы сдерживать экономическое развитие
26.07.2021 11:17
Сергей КатасоновК повышению ключевой ставки у меня отрицательное отношение. Мотивация Центрального банка – рост инфляции. Несомненно, связь между ключей ставкой и инфляцией существует. Но сегодня основные причины, которые повлияли на инфляцию, находятся в импортной составляющей.
В связи с пандемией выросли цены на мировом рынке на металл, на удобрения, на древесину. И наши производители убеждают правительство, что нельзя продавать внутри страны по внутренним ценам, а за рубежом продавать по другим ценам, потому что это грозит фактически процессом перекупки материалов. Здесь они будут скупаться вроде бы для российских нужд, а фактически будут все уходить за границу, и кто будет получать прибыль, неизвестно.
Поэтому, учитывая, что причина все-таки импортная, ключевой ставкой мы не можем влиять сегодня на процессы с ценами. Для того, чтобы удержать цены внутри страны, необходимо вводить таможенные пошлины. Необходимо удерживать рубль, чтобы курс рубля был твердый, и чтобы не было инфляции курсовой, потому что у нас практически половина продукции, влияющей на потребительские цены, ввозится из-за рубежа.
Реакция со стороны Центробанка на ситуацию с ценами формально должна быть, но не такая, чтобы сдерживать экономическое развитие. Если они хотят отметиться, ну подняли бы тогда ставку на 0,25 процентного пункта, - с точки зрения динамики, для того, чтобы показать рынку, как с этим работать. Но решения, подобные сегодняшнему решению ЦБ, с учетом того, что у нас одна ключевая ставка и для реального сектора, и для спекулятивного сектора экономики, фактически останавливают экономику и тем самым еще больше увеличивают инфляцию.
Поэтому мое отношение к этому шагу ЦБ отрицательное. Я считаю, что есть огромное количество механизмов, которые могут сдерживать инфляцию, в том числе и у Центрального банка. А пока мы наблюдаем примитивную историю, когда, чтобы остановить инфляцию, останавливают все. Это все равно, что когда болит один орган, человека решают ввести в кому, чтобы все органы остановились. Понятно, что какое-то облегчение этот больной орган получит. Но я считаю, что сегодня и наша экономика, и наши запасы, и адаптация к санкциям могли бы позволить проводить совершенно другую экономическую политику, и разделять спекулятивный сектор и реальный.