Очевидно, что события эти носили характер, который не имел альтернативы в тех создавшихся условиях. И понятно, что они фактически проложили путь к приватизации общенациональной собственности, к созданию класса олигархии и к бедности всех остальных. Спустя 30 лет с этим уже спорить не может никто.
Даже если бы не было создания ГКЧП, все закончилось бы тем же самым, поскольку изначально был интерес правящей партийной верхушки к тому, чтобы приватизировать страну. Это и предполагало развитие всего остального, а выступят ли Язов, Пуго и другие, или нет, не имело никакого значения.
И столь же очевидно, что в тот период Горбачев уже не мог повлиять на ситуацию. На тот момент он оказался уже не нужен для развития дальнейших политических процессов, когда правящие верхушки в разных советских республиках были заинтересованы в приобретении абсолютной власти, и самое главное – собственности. Поэтому у них был и безусловный интерес к разделу Советского Союза, и в этих условиях Горбачев, судя по всему, было просто некоей аппаратной фигурой, чьи личные интересы противоречили вот этим корпоративным интересам.