По заветам Грефа: парламентарии о нежелании Рособрнадзора отказываться от ЕГЭ
25.09.2021 11:25
Рособрнадзор считает необоснованным полный отказ от аттестации в формате Единого государственного экзамена, поскольку это может привести к снижению качества образования, рассказали РИА Новости в пресс-службе ведомства.
"Полный отказ от ГИА в форме ЕГЭ считаем необоснованным в связи с тем, что это может привести к понижению качества образования, так как единые подходы и процедуры, организованные на федеральном уровне, мотивируют школьников к обучению", - заявили в Рособрнадзоре.
Говоря о ЕГЭ как вступительном испытании, в ведомстве напомнили, что экзамен подтвердил востребованность как эффективный механизм отбора абитуриентов для поступления в вузы.
Ранее группа депутатов от фракции КПРФ во главе с ее лидером Геннадием Зюгановым внесла в Госдуму законопроект о прохождении ЕГЭ на добровольной основе с возможностью сдать выпускные экзамены по программам среднего общего образования в другой форме.
Regions.ru: Как бы Вы прокомментировали позицию Рособрнадзора в отношении ЕГЭ?
25.09.2021 11:26
Первое. Позицию о том, что ЕГЭ должен быть переведен в добровольный режим, и выпускникам школ и абитуриентам вузов должно быть дано право выбора между ЕГЭ и классическим экзаменом, мы отстаиваем почти 20 лет. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу 14 сентября – специально для того, чтобы независимо от итогов избирательной кампании Госдума к этому вопросу вернулась. Я был основным разработчиком этого законопроекта.
Второе. Мы не требуем полной отмены ЕГЭ. Мы, повторяю, предлагаем перевести его в добровольный режим. Нужно дать право выбора между ЕГЭ и классическим экзаменом и выпускникам школ, и абитуриентам вузов. Мы ни у кого не отнимаем право, если они этого хотят, сдавать ЕГЭ.
Третье, что касается качества образования. ЕГЭ не является показателем качества школьного образования. ЕГЭ является показателем обученности, чтобы не сказать надрессированности, на узкий круг школьных предметов, как правило – от двух до четырех. За пределами этих предметов выпускники школ демонстрируют вопиющую функциональную неграмотность. Напоминаю, согласно опросам социологов, каждый третий молодой российский гражданин думает, что Солнце – это спутник Земли, думает, что гены содержат только генномодифицированные растения, а остальные не содержат. Почти 45% думают, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения, и около половины не знают союзников и противников нашей страны в Первой и Второй мировых войнах, за исключением Гитлера. Эта вопиющая функциональная неграмотность есть следствие того, что ЕГЭ имеет огромную цену, финансовую и человеческую. Человеческая цена заключается в возможности поступления в высшее учебное заведение. Финансовая цена заключается не только в экономии в случае получения бюджетного места, но и в том, что 70% всех ребят готовятся к ЕГЭ с репетиторами, а в столицах – более 90%. Это значит, что далеко не у всех семей есть деньги на репетиторов.
Теперь по поводу того, что ЕГЭ доказал свою востребованность. Я напомню, что когда в 2020 году ребятам была предоставлена возможность не сдавать ЕГЭ, если они не собираются поступать в вузы, то примерно только каждый десятый этой возможностью не воспользовался. Но это не главное. Главное в том, что после 9-го класса 55% всех ребят поступают не в 10-й класс, а в систему среднего профессионального образования. Большинство из них не желают сдавать Единый госэкзамен. По нашему прогнозу, если бы была предоставлена свобода выбора, то примерно половина всех ребят не стала бы сдавать ЕГЭ, выбрав классический экзамен. И это было бы правильно.
И последнее. Мы не предлагаем отменить ЕГЭ полностью, потому что понимаем, что есть ребята, которые хотят таким способом поступать в вузы. Мы не ограничиваем ничьи права – мы защищаем права тех, кто не хочет сдавать ЕГЭ.
25.09.2021 11:26
Я-то всегда выступал против Единого госэкзамена. Но так как уже система отработана, и столько денег Рособрнадзор потратил на это, то конечно, сейчас они не скажут, что все это было ошибкой.
Плюс, конечно, мы уже выработали определенную систему, которая действует, хотя и не на 100%. Поэтому терять ее, наверное, полностью не надо. Но ЕГЭ должен быть как бы дополнением к обычным экзаменам, которые мы сдавали в свое время в Советском Союзе.
На мой взгляд, не нужно бояться большого количества экзаменов. К примеру, когда я учился в физматшколе, мы начали сдавать экзамены уже в 6-м классе, - сначала по математике, а потом и по физике, и т.д. И я считаю, что это меня как раз научило, закалило, и мне непонятны какие-то стенания психологов, что интенсивная подготовка к экзаменам может как-то травмировать. Ничего это не травмирует, наоборот это мобилизует, готовит к тому, чтобы не бояться трудностей. Это как раз такая школа жизни, когда ребенка готовят к нелегким испытаниям жизни, когда у тебя по сути каждый день экзамен. А мы зачастую детей в тепличных условиях «выращиваем» в школах, а потом они попадают в реальную жизнь и теряются. Поэтому я считаю, чем больше будет экзаменов в школе, тем лучше, потому что это будет психологически тренировкой, подготовкой детей к взрослой жизни.
Олег Нилов
1-й зампред Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция «СРЗП»
25.09.2021 11:26
Ну, какое качество образования у нас получается, мы все с ужасом наблюдаем в последние десятилетия. И если это ведомство не владеет информацией, пусть протестирует, проведет мониторинг качества образования, которое обусловлено прежде всего самой образовательной системой. Ведь ЕГЭ – это только какой-то уже финальный аккорд всего этого «похоронного марша».
Поэтому не случайно мы говорим о том, что надо менять всю систему, а не только отказываться от ЕГЭ. Надо менять нынешнее ЕГЭ-образование и возвращать классическую советскую модель. Вот о чем идет речь! Пусть дети пишут сочинения, пусть тянут билеты и сдают устные экзамены, готовясь к ним по советской системе. Плюс пускай существует и возможность сдачи ЕГЭ, но это должно быть именно плюсом, а не вместо!
Почему не хотят уходить от этой ЕГЭ-системы? Ну потому что привыкли, кто-то уже себе бизнес построил на репетиторстве, которого требуются колоссальные объемы. Кто-то еще как-то пристроился при этом ЕГЭ-образовании, с целью «доить» бюджеты, и т.д. и т.д. Кстати, если говорить про бюджет, то главная причина в этом. Ведь для того, чтобы возвращать старую, проверенную, классическую модель, нужно будет тратить на образование денег из бюджета в 2-3 раза больше. Вот почему они не хотят и не будут хотеть это делать, и будут придумывать разные «отмазки» и нести всякую ахинею. Повторяю, требования – не про ЕГЭ. Главное требование – про модель образования и про бюджет. Вот против чего они категорически восстают!
Нам надо платить учителям достойную зарплату, чтобы в образование шли настоящие профессионалы, а не те же троечники, егэобразы какие-то. И зарплаты учительские должны быть не только в Москве по 100 тысяч и больше, а по всей России, и тогда будут у нас хорошие учителя. Вот с этого надо начинать: зарплата учителей вообще должна быть на уровне зарплаты депутатов.
И второе. Это, естественно, бесплатное во всех смыслах, - и основное, и подготовительное, дополнительное внеклассное, - образование. Все это надо восстановить, и проблема только в деньгах, в жадности и алчности вот этих егэобразов в правительстве. Это тоже егэобразы, которым очень хочется сделать из граждан послушное, необразованное, извините, стадо, которым легче будет управлять. Говорит же, к примеру, Греф: вы что, с ума сошли? Если они будут образованные, подготовленные, попробуйте ими управлять потом! Вот в чем причина нежелания отказываться от этой порочной системы ЕГЭ-образования.