Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Анатолий Лысков: Идея Дерипаски о наделение Центробанка дополнительным мандатом не согласуется с конституционными нормами

22.11.2021 11:12

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье Центробанк должен отвечать за экономический рост и уровень безработицы: парламентарии о заявлении Дерипаски

Наш известный не только в России, но и за рубежом, крупный российский бизнесмен Олег Дерипаска неоднократно и публично высказывался относительно полномочий Центробанка страны. Поэтому появление нового высказывания нельзя отнести к случайному. Видимо,  длительный опыт занятия бизнесом дает ему какие-то поводы и основания для формулирования подобных идей.

Как представляется, всякая публичная идея, касающаяся статуса и полномочий государственных структур, должна представляться в публичное пространство хорошо проработанной и аргументированной. А главное - подобные идеи должны выглядеть согласующимися с нормами Основного закона государства - Конституции РФ. Если же действовать иначе, то любая публично высказанная идея может быть квалифицирована как популистская.

Как же выглядит обсуждаемая идея? В целях ответа на данный вопрос необходимо обратиться к конституционным нормам, определяющим полномочия Центробанка и высшего исполнительного органа государственной власти - правительства РФ.

Так, в соответствии со статьей 75 Конституции РФ исключительным полномочием Центрального банка РФ является осуществление денежной эмиссии в рублях. Причем введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. А частью 2 указанной статьи впрямую предусмотрено: "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти".

Вместе с тем полагаю необходимым привести полностью стать 114 Конституции РФ, определяющую полномочия правительства, а именно:

     1. Правительство Российской Федерации:
     а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой  социально ориентированной  государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,  поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
     в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
     в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
     г) осуществляет управление федеральной собственностью;
     д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
     е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
     е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
     е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
     е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
     е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
    2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Если бы автор озвученной идеи внимательно вчитался в конституционные нормы, то вряд ли посчитал бы свою идею согласующейся с конституционными нормами, а  наделение Центробанка дополнительным, как он выразился "мандатом", убедительно обоснованным. В этой связи есть предложение к автору, обратиться к руководству Центробанка и руководству правительства РФ о выработке совместных мер по достижению желаемых результатов, которые можно было бы оформить на соответствующих договорных условиях. Причем в пределах конституционных полномочий. Подобный подход было бы целесообразно осуществить между структурами крупного бизнеса и высшим исполнительным органом госвласти.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."