Николай Арефьев : Все идет к тому, что перестраивать экономику с сырьевого на нормальный лад нам все равно придется
09.12.2021 11:49
Николай АрефьевНу, что я могу сказать? Он во многом прав. Понятно, что Чубайс следит за нашей энергетикой. И хотя он в «Роснано» провел немного времени, но до этого он работал в РАО «ЕЭС», когда он всю эту систему расчленил на части. Поэтому ему, конечно, виднее, что происходит с нашей энергетикой и с нашей экономикой.
Да, хотят этого или не хотят, но нашу экономику реформировать придется. Дело в том, что наша экономика замыкается в основном на природные ресурсы, на их распродажу. А сегодня серьезные обороты набирает процесс декарбонизации, т.е. основной ориентир идет на сокращение сжигания угля, нефти и газа. Утверждается, что якобы углекислота делает какие-то озоновые дыры в нашем небесном своде, и от этого изменяется климат. Я, правда, готов поставить под сомнение эту теорию. Тем не менее, нельзя не учитывать, что у нас 60% электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, которые как раз работают методом сжигания газа, угля, нефти. Поэтому, если говорить о декарбонизации, то нас вскоре ожидают огромные, многомиллиардные штрафы за использование таких вот электростанций. Тогда нам придется эти электростанции закрывать и обращаться к альтернативным источникам, таким как ветровая энергетика, гидравлическая, атомная. Это первое.
Второе. Сейчас в мире идет очень стремительная замена машин с двигателями внутреннего сгорания на электрические машины. И это только по части легкового транспорта. А теперь уже начались разработки перевода на электрическую тягу и всего остального: общественного транспорта, тепловозов, и т.д.
Поэтому вся вот эта «зеленая» энергетика заставит подумать о том, как сократить использование природного газа, угля и нефти. А если эти энергоресурсы являются сегодня нашим основным источником пополнения бюджета, то придется пересматривать всю экономическую политику. Иначе мы в бюджете не досчитаемся где-то примерно 7 трлн рублей.
Следовательно, перестаивать экономику, уводить ее от сырьевой модели придется. С одной стороны, нам надо переходить на меньшее использование нефти и газа. А во-вторых, надо посмотреть, чем мы будем наполнять бюджет, если у нас не будет источников в виде нефтегазовых ресурсов. И не случайно мы давно настаиваем, что нам необходимо развивать товарное производство, т.е. не покупать за счет нефтегазовых доходов штаны, рубашки, кеды и ботинки, а делать их самим. Ведь скоро у нас ограничится количество продаваемых нефти и газа, и у нас не будет долларов для того, чтобы закупать одежду и товары народного потребления за рубежом. Поэтому нам надо научиться шить все это самим, лекарства производить самим, самолеты производить самим, поскольку долларов на закупку всего этого у нас не будет. Я не знаю, имел ли это в виду Чубайс, или нет, но мы, коммунисты, все время говорим, что нам нужно все производить самим. А вот нефтегазовые доходы пусть будут тогда как подарок судьбы, как премия. И тогда их можно затыкать в золотовалютные резервы, в какие-то другие резервы, а на нужды страны мы будем зарабатывать своими руками, путем увеличения товарной массы в нашей стране. Хотим мы или не хотим, но все идет к тому, что перестраивать экономику с сырьевого на нормальный лад нам все равно придется.