Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Нам необходимо навести порядок в регионах, где засели олигархи и сепаратисты: парламентарии о реформе МСУ

18.12.2021 10:45


Вслед за обновлением закона о системе региональной власти председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в Думу новую версию закона о местном самоуправлении (МСУ). Они предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно отрешать их от должности. Кроме того, проект предполагает упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ.

Самые заметные новеллы законопроекта о МСУ связаны с должностью главы муниципального образования, отмечает «Коммерсант».

Сейчас закон предусматривает три способа избрания мэра: прямые выборы, выборы депутатами муниципального парламента из своего состава и выборы депутатами из числа кандидатов, отобранных в ходе конкурса. Конкурсная комиссия при этом формируется пополам из представителей губернатора и парламента. Какой именно вариант применять, определяет региональное заксобрание. Прямых выборов в крупных городах почти не осталось, они проходят лишь в семи административных центрах, а наиболее распространенным вариантом является конкурсная процедура.
 
Авторы законопроекта предлагают отказаться от конкурса и наделить правом отбирать кандидатов в мэры непосредственно губернатора. Правда, по каким критериям он будет это делать, в проекте не уточняется (порядок должен быть прописан в региональном законе), оговаривается только, что кандидатов должно быть не меньше двух. Согласно пояснительной записке, такой способ избрания «обеспечит предусмотренную Конституцией возможность участия органов государственной власти в формировании органов МСУ».
 
Другая знаковая новация связана с правом губернатора отправить мэра в отставку. Оно повторяет норму нового закона о региональной власти, который дает президенту возможность объявлять главе региона выговор за «ненадлежащее исполнение обязанностей» и увольнять его через месяц, если недостатки не устранены. Такая же опция может появиться и у губернаторов по отношению к градоначальникам. Согласно пояснительной записке, это «усилит их ответственность». Глава субъекта и сейчас вправе поставить вопрос об отставке мэра, но список причин для этого ограничен, а решение должны принимать депутаты. На практике же мэров обычно вынуждают уходить «по собственному».

Еще одним важным изменением является упразднение муниципальных образований нижнего уровня — сельских и городских поселений. Крашенинников и Клишас предлагают перейти на одноуровневую систему МСУ, где останутся лишь городские и муниципальные округа (в городах федерального значения предусмотрены еще и внутригородские районы). При этом поселения лишатся собственных органов управления — глав и депутатов, а завершиться этот процесс должен к 1 января 2028 года.

Regions.ru:  Что Вы думаете по поводу основных положений новой версии закона о местном самоуправлении? Как они могут отразиться на деятельности МСУ?

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

18.12.2021 10:49

Этот законопроект подготовлен в соответствии с теми изменениями, которые были внесены в Конституцию на референдуме прошлого года. А направлен он на повышение управляемости государства и переход к русским принципам государственного строительства.

Хочу напомнить, что в тысячелетней истории нашего государства существовала совершенно другая система, где не было никаких территориальных республик, а были губернии, и была эффективная, сплошная вертикаль управления, сочетаемая с земствами, т.е. с народной инициативой снизу. И этот механизм позволял России сотни лет существовать, побеждать и оставаться великой мировой державой. Как только пришел Ленин, он эту систему разрушил, ставя задачу поражения России в войне и ликвидации нашего государства как якобы «тюрьмы народов», как он выражался. В дальнейшем эта политика привела не только к потерям после 1917 года, но и к разрушительным событиям 1991 года.

Кроме того, мы помним, что именно регионы саботировали первый вариант конституционной реформы, предложенный в прошлом году Владимиром Путиным. Тогда в своей речи от 15 января он сказал, что цель реформы и референдума – это верховенство российской Конституции в российском правовом поле относительно олигархических кланов и международных органов. Но эта задача решена не была из-за отказа регионов предоставить положительные отзывы на предложения президента по конституционной реформе. Соответственно, был сорван формат вот именно такого решения проблемы. И в результате нерешенность этой проблемы наносит большой ущерб нашей стране. Соответственно для того, чтобы уже второй этап конституционной реформы не сорвался, необходимо навести порядок в регионах, где засели сегодня олигархи и сепаратисты. Именно на это и направлены как законопроект о новых принципах организации МСУ, так и его предшественник – закон об организации публичной власти в регионах. То есть, это не только стратегические законы о восстановлении русского типа государственного строительства, но и законы, связанные с сегодняшней задачей борьбы с сепаратизмом и олигархическими кланами.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

18.12.2021 10:49

Первое. Я думаю, что этот законопроект прямо противоречит статье 12-й Конституции РФ, которая утверждает, что местное самоуправление у нас самостоятельно, и что органы МСУ не входят в систему государственной власти. Если они не входят в систему государственной власти, то каким образом, соответственно, губернаторы могут фактически назначать и отстранять глав местного самоуправления?

Второе. Я думаю, что нам представлен фактически законопроект о похоронах местного самоуправления, потому что последние его еще какие-то оставшиеся признаки он уничтожает.

В-третьих, я полагаю, что независимо от желания авторов этот законопроект переносит ответственность на губернаторов регионов, и в случае недовольства совершенно очевидно, что оно будет консолидировано именно на губернаторах регионов. В этом смысле он потенциально может увеличить социальную напряженность.

Ну и в-четвертых, я придерживаюсь позиции, в частности, фракции КПРФ, которая всегда выступала за прямые выборы глав местного самоуправления, включая мэров городов.

Михаил Емельянов

Депутат ГД РФ II-VII созывов, заслуженный юрист РФ, член «Справедливой России»

18.12.2021 10:49

Появление такого законопроекта говорит о том, что вертикаль власти дошла до своего логического завершения. И теперь, после того как будут назначать мэров и глав администраций, на местах у нас будут по сути не органы местного самоуправления, а органы государственной власти.

Мы в «Справедливой России» занимаем другую позицию. Мы наоборот считаем, что мэров и глав администрацией нужно выбирать народом прямым голосованием. Очевидно, что от назначений ничего хорошего не получается: коррупция возросла, неэффективное расходование средств тоже. Бюджетные средства все больше втягиваются центром, чтобы меньше воровали, но все равно не получается. Поэтому надо не форсировать назначение мэров, не давать больше прав губернаторам, а давать больше прав населению, чтобы люди самостоятельно и свободно выбирали себе руководителей.

Что касается предлагаемой ликвидации низового звена местного самоуправления, то это тоже неверный ход, потому что власть в этом случае отдаляется от народа, причем в самом прямом смысле слова. Если в том или ином поселении существуют органы власти, то человеку есть куда обратиться в пределах шаговой доступности. А если органов власти не будет, то ему придется ездить за десятки километров в районный центр, чтобы решать даже мельчайшие вопросы, - о том, чтобы спилить дерево, заасфальтировать дорожку, и т.д., - которыми всегда занимались у нас главы поселений.

Поэтому, тем самым власть будет отдаляться от народа. И понятно, что надо делать все по-другому. Надо не упразднять низовой уровень местного самоуправления, а обеспечивать его деньгами. Ведь проблемы глав поселений всегда упираются в финансовый вопрос: при острой нехватке, а порой и практически при полном отсутствии денежных средств они не в состоянии удовлетворить нужды людей, которые к ним обращаются. И если поселения снабдить деньгами, то я думаю, люди сами там решат, где делать дорожки, где разбивать парки, что делать со старыми деревьями, и т.д.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Единый день голосования - 2018

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развозжаев сообщил, что официальные итоги выборов руководителя региона могут подвести в среду. Через сутки может быть собран Верховный совет, где избранный глава принесет присягу и приступит к обязанностям.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Вступление Крыма в состав России

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Коррупция

За особо крупные размеры коррупционных деяний наказания должны быть предусмотрены предельно жесткие, вплоть до высшей меры. Да, сегодня это не смертная казнь, и даже не пожизненный срок, но зато приговор к максимальному сроку предусматривает, что преступник не может быть амнистирован, помилован, выпущен по УДО, и т.д. И конечно, необходима конфискация имущества как отдельный вид наказания. Нет полной компенсации ущерба, - а так получается сплошь и рядом, - значит осуществляется конфискация имущества

"Система электронного голосования должна иметь надежную степень защиты. Почему люди голосуют в кабинках? Для того, чтобы никто человеку не мешал: он один заходит в кабинку и один заполняет свой бюллетень. А когда голосование происходит дистанционно, мы не знаем, где оно происходит и как. Может, человек на работе голосует, и не самостоятельно, а под чьим-то давлением. Но и традиционный способ голосования посредством бюллетеней не может обезопасить от фальсификаций, если нет должного контроля..."

"Не суровость наказания предотвращает преступление, а его неотвратимость. Вот с неотвратимостью наказания у нас как раз проблемы, неотвратимости нам, к сожалению, серьезно не хватает. Вспомните знаменитую историю с госпожой Васильевой. Воровство-то было тогда не где-нибудь, а в армии, по обороноспособности страны удар был нанесен ощутимый, - и ничего, мягонько все закончилось для фигурантов дела..."

"Хочется напомнить, что КПСС тоже побеждала по одномандатным округам. А как только ситуация изменилась, как только Борька «замочил» Мишку, то тут же все бывшие партийные депутаты-мажоритарщики быстренько стали голосовать за Ельцина. Так что, партсписки были бы для них как раз более выгодными, поскольку система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене..."

"Вопрос наименования главы региона - вопрос скорее идеологический, чем юридический. Понятно, что парламент Республики Татарстан хотел бы, чтобы их глава назывался так же, как и глава российского государства, а именно – президентом. В унификации наименования глав регионов видят некий дальнейший шаг к ограничению самостоятельности Республики Татарстан. Но даже руководитель Чечни, которая сейчас демонстрирует, пожалуй, наибольшую самостоятельность, давно именует себя главой республики, а не прези ...

На сегодняшний день есть угроза дальнейшего обострения отношений между Россией и США, и дальнейших действий США, направленных на то, чтобы уничтожить российское государство так же, как это было с Советским Союзом. Очевидно, что США продолжат действовать в этом направлении