Система партсписков позволяет контролировать депутата, который теряет самостоятельность. А одномандатник – он в любой момент может откреститься от партии, и послать ее к едрене фене

Когда дует сильный ветер, бесполезно пытаться его остановить. Поэтому мне кажется, что все-таки бог с ней, с инфляцией - экономика гораздо важнее...

Необходимо ввести прямую ответственность чиновников за договора по госзакупкам: парламентарии о борьбе с коррупцией

22.12.2021 12:30


Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование уровня коррупции при государственных закупках, сообщает РБК

 Анонимно опросив российские компании, участвующие в системе госзакупок, авторы выяснили, что с коррупцией при прохождении конкурсных процедур сталкивались более двух третей (71%) поставщиков.

В среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб., оценили в ВШЭ. Для сравнения: 6,6 трлн — это 6,2% ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3% от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Объемы коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы консолидированного бюджета на образование или здравоохранение, констатируют в Институте госуправления ВШЭ.

О намерениях усилить надзор за госзакупками в начале этого года сообщила Генеральная прокуратура. Генпрокурор Игорь Краснов издал приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок», который должен обеспечить формирование единообразной правоприменительной практики и применение всех прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок. В 2020 году прокуроры выявили 150 тыс. коррупционных нарушений в госзакупках, возбуждено более 700 уголовных дел, к ответственности привлечены более 40 тыс. виновных лиц.
 
Regions.ru:  Как бы Вы прокомментировали данные экспертов ВШЭ об уровне коррупции при госзакупках? Что нужно делать, чтобы навести порядок в сфере госзакупок?

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

22.12.2021 12:31

Вопрос о госзакупках – это очень сложный вопрос. Мы на самом деле понимаем, что коррупция есть, что вот эта система откатов, которая возникла в постперестроечный период, до сих пор сохраняется. Понятно, что государство старается бороться с этим явлением, и мы уже меняли законы, которые связаны с проведением конкурсов, торгов. Но беда в том, что чиновники не боятся. Они не боятся ни уголовного преследования, ни колоссальных штрафов, которые сегодня установлены, ни потери служебного кресла, потому что, очевидно, деньги перехлестывают все.

Мне, честно говоря, не верится, что данные экспертов стали для многих неожиданностью, особенно для тех структур, которые должны эти вопросы контролировать. Ну не могут не знать соответствующие структуры, что происходит при тех или иных торгах! Не могут не понимать, что когда одна и та же фирма выигрывает торги, значит здесь уже нужно класть руку на пульс. Не могут не видеть, когда фирмы демпингуют для того, чтобы потом просто-напросто перепродавать подряды.

Понятно, что коррупция есть везде, во всем мире. Но вот таких ее объемов как у нас, и в том числе откатов на очень социально важных видах работ, наверное, нигде нет. И хотя сегодня есть уже и электронные торги, все равно находят лазейки! Поэтому борьбу с коррупцией нужно усиливать, потому что в никуда уходят колоссальные деньги, которые могли бы принести пользу. Нужно ужесточать правила, лучше контролировать процедуры проведения госзакупок, и наверное, нам, как законодателям нужно еще более детально просмотреть их форматы. Хотя могу сказать, что все-таки достаточно серьезная работа ведется со стороны и законодателей, и правоохранительных органов, и исполнительной власти. Может быть, нужно чаще менять людей, может, нужны какие-то дополнительные комиссии, чтобы вопросы рассматривались коллегиально, и один человек не мог принимать решений, связанных с госзакупками. В любом случае, работа в этом направлении не остановлена, и она должна быть у нас одним из приоритетов.

Хочу напомнить, что когда недавно президент проводил совещание по национальным проектам, он очень четко улавливал все моменты, где были просто пустые цифры, обещания, или где явно видно неэффективное использование бюджетных денег. И каждому из тех, кто присутствовал на этом совещании, нужно осознать, что президент у нас ничего не забывает, а когда выявляются подобные вещи, он принимает сложные и неотложные меры. А тем, кто берет откаты, действует в нарушение закона, и т.д., я бы просто посоветовал: подумайте о себе и о своих семьях, потому что рано и поздно может «аукнуться». Можно сегодня жить вдоволь, а завтра получить серьезные неприятности, и подставить своих родных и близких. Но к сожалению, об этом люди не всегда задумываются.

Сергей Лисовский

Член комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, профессор, сенатор от Курганской области (2004-2020). Член ЕР

22.12.2021 12:31

Поначалу процедуры при госзакупках регулировались у нас 94-м законом. Это был плохой закон, но нас долго пытались убеждать, что там все в порядке, что закон направлен на исключение коррупции. Однако потом, когда всем стало очевидно, что из-за этого закона мучается вся страна, решено было принять новый, 44-й ФЗ. Но он оказался еще хуже!

По сути получилось, что добросовестные руководители работать не могут, поскольку в законе прописано очень много, в том числе совершенно ненужных, процедур. Более того, там содержится требование, чтобы решения принимались по минимальной цене. Но минимальная цена означает минимальное качество. К примеру, у нас был случай, подобных которому, к сожалению, множество. В конце августа мы приезжаем с губернатором смотреть школу, а там ремонта требуется еще месяца на два. Губернатор спрашивает, как же так они не спланировали. А ему отвечают: мы все спланировали, выбрали подрядчика, причем, вынуждены были по 44-му ФЗ выбрать того, кто предложил меньшую цену. Он получил аванс, исчез, потом пришлось разрывать этот договор, объявлять новый тендер и выбирать нового подрядчика, и сделать это удалось только в середине августа. Подрядчик оказался добросовестным, ремонт делает. И таких ситуаций множество. Если взять учителей школ, то нам все учителя сказали: уберите вы этот 44-й закон! Ведь что такое закупка по минимальной цене того же питания для школьников? Это тоже означает минимальное качество, т.е. мы понуждаем кормить своих детей как можно дешевле, и соответственно, как можно хуже.

А жулики – они всегда найдут, как обойти те или иные барьеры: как жуликоватые чиновники, так и жуликоватые подрядчики. И поэтому закон своей задачи не выполняет. Жулики как жили прекрасно, так и живут, а всех других ожидают большие проблемы.

Нам надо вернуться к прямой ответственности чиновников за заключение госконтрактов. Если у нас чиновник сидит на своем рабочем месте, он принимает решения и несет за них ответственность. И не надо его обкладывать дополнительными регламентами. Самое главное, чтобы потом за все отвечал лично он, не ссылаясь ни на какие искусственно созданные проблемы. И вот тогда мы будем выбирать тех, кто способен работать более качественно, и по более дешевой цене. Когда чиновник не сможет прятаться за какие-либо регламенты, он не будет говорить, что выбрал не того. А в соответствии с 44-м законом жулика наказать нельзя, а нормальные, добросовестные руководители и поставщики не могут нормально работать.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

22.12.2021 12:31

Я бы поступил радикально: я бы перешел к социалистическому методу хозяйствования, к плановой экономике. Дело в том, что действующая у нас рыночная экономика, которая подразумевает под собой конкурсы, тендеры, аукционы, приводит к одному – к коррупции и только к коррупции, больше ничего хорошего не получается.

Возьмите те же 44-й и 223-й законы о госзакупках. Сколько бы мы их ни латали, толку никакого. Все вот эти конкурсы и аукционы остаются исключительно коррупционными. Нигде, ни на федеральном, ни на региональном уровнях эти конкурсы нормально не проходят. Ну и кроме того, невозможно учесть все нюансы, которые возникают при госзакупках, в том числе связанные закупками у единственного поставщика, или с закупками у таких стран как Северная Корея, Куба, где нет рыночной экономики. Настолько все сложно, что всего не учтешь. Мало того, у нас же товаром является все, включая интеллектуальную собственность, концерты, различные игры. И это тоже надо облечь в какой-то закон, и для каждой категории прописать свои нормы. Люди всех этих норм до конца так и не знают, и в результате иногда по наитию, а иногда умышленно нарушают действующее законодательство. И все приходит к такому состоянию, когда становится возможным брать взятки.

Поэтому нам и нужно переходить на плановую экономику, с конкретными ценами. Не должно ничего торговаться, поскольку выгодно это только тем, кто наживается вот на таких коррупционных схемах. Те, кому надо работать, те готовы работать по твердым ценам, чтобы не было никаких ухищрений и возможностей что-то где-то украсть. А что такое аукцион? Это когда тот, кто дает самую низкую цену, выигрывает тендер. А потом выясняется, что при нашей ползучей инфляции за эту цену в принципе невозможно выполнить соответствующий заказ. И начинается торговля, которая и приводит к коррупционным схемам, о которых нам эксперты и говорят в своих исследованиях.

Вот почему экономику надо перестраивать на определенные плановые рельсы, на сметную форму определения ценообразования. Зафиксировали все цены, заключили договор, и работайте – по-другому быть не должно.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

22.12.2021 12:31

Как представляется, госзакупки являются функцией, предназначенной для  обеспечения интересов государства товарами и услугами в различных сферах экономики. Основным организатором исполнения данной функции является
правительство РФ, подчиненные ему государственные структуры и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Поэтому исследования Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ должно быть предметом тщательного рассмотрения отдельным вопросом повестки дня на одном из заседаний правительства РФ. Это в первую
очередь. После этого продолжение обсуждения, по моему убеждению, должно продолжится в рамках Совета по противодействию коррупции при президенте РФ. Возможно, у кого-то возникнет вопрос - почему? Ответ напрашивается сам - потому что результат исследования представляет реальную угрозу безопасности государству и государственности.

Тема организации госзакупок не нова. Именно по этой причине у нас в стране появилось соответствующее законодательство, устанавливающее необходимые обязательные процедуры осуществления госзакупок. Однако заинтересованные лица из сферы бизнеса изобретают различные идеи, помогающие им достичь целей получить доступ к изготовлению товаров и услуг для государства. Например, еще в период моего пребывания членом Совета Федерации поступила жалоба одной фирмы, участвовавшей в госзакупках. И в рекламных буклетах данной фирмы прямо
указывалось, что лица, оказавшие содействие исполнению госзакупок, могут претендовать на поощрение в размере 5 % от стоимости размещенного заказа. Пришлось дать неприятные правовые разъяснения, что данный буклет является
приготовлением к коррупции в сфере госзакупок. К чести, руководство фирмы немедленно исключило указанную часть рекламы и поступило очень правильно, без правовых последствий для себя.

Результаты исследователей о распространении коррупции в сфере госзакупок выглядят ошеломляющими. Какие могут быть пути эффективного противодействия. Надеюсь, комплексный подход должен быть выработан указанными выше
государственными органами.

Одним из предложений в этом направлении могло бы стать выделение обманных государство деяний, связанных с организацией госзакупок, в отдельный специальный состав преступления. Но только не по той схеме, которая была
применена несколько лет назад, когда обманные действия в сфере бизнеса были сформулированы в состав мошенничества в предпринимательской деятельности(статья 159.4УК РФ) с наказаниями ниже реальной общественной опасности, по которой  известный Навальный был осужден к условному сроку. Позднее
Конституционный Суд РФ признал норму не соответствующей Конституции РФ, законодатель отменил ее, а Навальный стал своеобразным историческим примером отбывания наказания по отмененной статье Уголовного кодекса.

Степень общественной опасности, о которой поведали ученые из названного НИУ, достаточно велика. Поэтому было бы правильным рассмотреть возможный состав мошенничества с квалифицирующим признаком с использованием служебного положения и возможным наказанием, соответствующим имеющейся общественной опасности. О мерах наказания должно быть учтено мнение ведущего в этой сфере органа - Верховного Суда РФ.

Вячеслав Лысаков

Создатель и руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат ГД РФ VI-VII созывов

22.12.2021 12:31

Приведенные здесь цифры ущерба для бюджета страны от коррупции при госзакупках можно смело увеличивать в 2-3 раза. Исходить нужно из того, что сейчас в закупках участвуют только официальные представители тех или иных структур, т.е. дистрибьютеры, дилеры официальные. Ну к примеру, если брать близкую мне автомобильную сферу, то это официальные представители компаний, которые не только поставляют для наших организаций автомобильную технику, но и заключают договоры об обслуживании этой техники, о замене запчастей, расходников, и т.д. А приводит это к ценам, которые оказываются иногда в 2,5-3 раза выше тех, что могут предложить независимые импортеры, или, как их еще называют, параллельные импортеры. На самом деле речь идет о независимом импорте, который иногда еще называют «серым», но называют так для того, чтобы дискредитировать.

Все, что государство закупает у официальных представителей фирм-производителей, которые устанавливают высокие монопольные цены, как правило оказывается значительно дороже, чем тот же самый товар независимых импортеров, зачастую более широкого ассортимента и лучшего качества, но по меньшей цене. Так вот, отсутствие «зеленого света» в госзакупках для независимых импортеров, т.е. нашего, российского бизнеса, а не представителей транснациональных крупных компаний, к сожалению, оборачивается еще большими потерями, чем это подсчитала ВШЭ. Я этой темой занимаюсь уже более 10 лет, и даже затрагивал ее в свое время на совещаниях у Шувалова и у Медведева. У нас со всех сторон, в том числе с точки зрения законодательства, выставлены барьеры для независимого импорта, хотя независимые импортеры любую продукцию, необходимую для госзаказа, могут привезти, растаможить в полном соответствии с законом, и при этом предложить еще больший диапазон товара, и по значительно меньшей цене, т.е. по той цене, которая и должна быть. А коррупционная составляющая как раз имеет место тогда, когда официальные представители, например, ту же медтехнику закупают по вдвое большей цене, и потом делят эти деньги между собой.

Напомню, что в США лет 30 назад резко подорожали лекарства, и независимые импортеры стали привозить лекарства из Канады, из других стран в 2-4 раза дешевле. И когда официальные представители компаний-поставщиков обратились в связи с этим в верхновный суд, тот решил, что поскольку такой бизнес, не нарушающий законы, выгоден для жителей США, значит он имеет право на существование. И сразу официалам пришлось резко снизить цены, потому что в лице независимых импортеров у них появился реальный конкурент.

Вот если бы и мы решали проблему таким образом, дав возможность независимым импортерам участвовать в госзакупках, мы получили бы как минимум двойную экономию бюджета, и одновременно получили бы снижение стоимости потребительской корзины. То есть, даже при тех же зарплатах и пенсиях уровень жизни у граждан РФ может быть выше, если любые товары, из любой области будут стоить дешевле – на 30, 50, а иногда и на 100%.

Ну и конечно, другая необходимая задача – это собственно борьба с коррупцией. И как раз допуск к госзакупкам независимых российских импортеров, способных доставлять товары более качественные, быстрее и по нормальной цене, стал бы одним из действенных шагов в этой борьбе, поскольку коррупция возникает там, где есть возможность положить в свой карман часть стоимости того или иного товара.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Сегодня уже начали на недвижимости зарабатывать деньги. Если в бюджетах денег нет, и при этом губернаторы не хотят строить ни заводов, ни фабрик, не хотят заниматься экономикой, то они ищут, а где бы сорвать шаровые деньги, чтобы ничего не делая, можно было пополнять казну. И поскольку мы все имеем квартиры, дачи, а некоторые богатые люди имеют и по несколько квартир и дач, вот они и увеличивают кадастровую стоимость квадратного метра, и за счет этого получают целые миллиарды доходов..."

Рост цен и борьба с ним

Игорь Сечин обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призванных подстегнуть рост цен на топливо. По его словам, доля независимых сетей АЗС на рынке составляет 30 процентов, остальное приходится на вертикально интегрированные компании. "Но эти 30% и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену"

Санкции против России и ответ на них

Американский Конгресс может не успеть принять закон о новых санкциях против России до конца года и будет вынужден отложить введение ограничительных мер.

Украина и Россия

"Мы понимаем, что если в теории наступательная операция будет проводиться РФ с задействованием воздушных сил, то наша армия просто не выстоит".

"В предложении Шойгу нет ответа на главный вопрос: откуда возьмутся люди, жители этих новых городов? К сожалению, у нас нет такого количества граждан, которых даже при реализации озвученной идеи, построив новые города, можно было в них заселить. Откуда они возьмутся? Из Москвы, из Петербурга, Екатеринбурга? Вряд ли. Значит люди поедут туда из тех городов и деревень, которые и без того обезлюдили. А мы и так по многим территориям находимся у последней черты, особенно в Сибири и на Дальнем Вос ...

"Первое, с чего Хуснуллину надо начать – это проанализировать ситуацию, когда мы многократно поднимали тарифы на 20, 30, 40, 100%, и объясняли этой программой модернизации. То есть, сегодня в отношении Росводоканала, ТГК, всех компаний, которые работают в этой отрасли, нужно проверить, выполнили они инвестиционную программу, или нет. Если не выполнили, то должны привести ее в нормативное состояние, а если выполнили, то тогда у них и не должно быть тарифов, диктуемых вот этой модернизацией..."

"Чубайс, конечно, слуга доллара, Соединенных Штатов Америки, и потому излагает позицию США и их союзников в той же Европе. Суть этой позиции очень простая. США и их союзники, которые вместе представляют всего лишь 10% человечества, живут за счет оставшихся 90%. Например, 80% всех валютных ресурсов человечества – это доллар и евро. А выпускают их и выгодоприобретателями являются государства, где проживает всего лишь 10% от всего народонаселения планеты. Поэтому с этих позиций Чубайс прав..."

"У нас уже несколько поколений автовладельцев, которые пользуются автодорожной сетью, выплатили государству сполна через всевозможные, скажем так, финансовые обременения, фискальные выплаты, налоги и прочее. Поэтому неприемлемое совершенно предложение, которое говорит о патологической жадности и недалекости авторов подобных идей. Прибыль ведь получают с оборота. Если будет дешевый проезд по платным трассам, люди будут этими трассами пользоваться. А если вы завышаете тарифы, уменьшится поступл ...

Предполагается, что провайдеры освобождаются от всякой ответственности за блокировку информации к которой Роскомнадзор требует закрыть доступ , да и вообще от ответственности за обеспечение безопасности киберпространства. Теперь это будет делаться централизованно: появится некое устройство, которое будет предотвращать угрозы для нашей сети. Но что это устройство, где произведено и сколько стоит если верить авторам, то – около 20 млрд рублей! – никто не знает

"Наша земля должна использоваться российскими предпринимателями. Мы можем поставлять нашу сельхозпродукции на территорию Узбекистана, но давать им в аренду такое огромное количество земли, где практически будут ограничены полномочия Российской Федерации,где возникнут этнические поселения, анклавы, и учитывая, что договор может быть долгосрочным, может потом пролонгироваться, - это очень и очень опасная перспектива. Запустить кого-либо на землю всегда легко, а вот потом освободить ее будет сложн ...