Если тебе нечего скрывать, то и бояться тоже нечего: парламентарии о декларациях российских чиновников
15.03.2022 15:05
Председатель партии «СРЗП», руководитель думской фракции Сергей Миронов выразил недоумение в связи с внесением в Думу законопроекта, который позволяет не размещать в Интернете декларации российских чиновников, в отношении которых были введены санкции со стороны США и их союзников.
«Я нахожусь под западными санкциями с весны 2014 года после возвращения Крыма в состав России, и за это время мне в голову не приходило, что данный факт может стать поводом для каких-то поблажек и льгот. Для меня это лишь повод для гордости, что в столь важный момент я оказался полезен своей Родине и не угодил ее недругам», - отметил парламентарий.
Лидер социалистов считает несостоятельным довод о том, что данная инициатива позволит предотвратить возможность давления на лиц, предоставивших декларации, а также на членов их семей.
«Непонятно о каком именно давлении идет речь. Может быть, сведения в декларации вызывают вопросы, но тогда санкции здесь явно не причем и прикрываться ими не стоит. Если кто-то вознамерился повыгоднее продать свой патриотизм и гражданскую позицию, мы не станем потакать этой постыдной торговле и выступим против законопроекта», - подчеркнул Сергей Миронов.
Regions.ru: Как вы относитесь к законопроекту, который позволяет не размещать в Интернете декларации российских чиновников, в отношении которых были введены санкции со стороны США и их союзников?
15.03.2022 15:06
Предполагаю, что максимальная информация о чиновниках, которые попали под санкции, имеется у тех людей, которые принимали решения об этих санкциях. Им известно, что это за чиновники, какие должности они занимают, какие у них есть доходы, есть ли у них счета или недвижимость. Я скорее уверен в том, что вся эта информация у них есть.
Поэтому, на мой взгляд, тот законопроект, о котором здесь идет речь, - это мера излишняя. Думаю, что абсолютному большинству людей, которые занимают те или иные государственные должности, и в соответствии с законом должны обязательно предоставлять и обнародовать декларации, скрывать нечего. Если же у кого-то в декларации обнаруживаются какие-то изъяны, то за этим следят соответствующие контролирующие органы. А сам факт обнародования деклараций по сути означает, что люди, находящиеся на госслужбе, чисты перед народом, и ничего не скрывают.
И еще раз повторю, что страны, которые к нам недружелюбно относятся, при желании и без всяких деклараций найдут источники получения информации о тех чиновниках, в отношении которых вводятся санкции. Декларации здесь значения не имеют.
15.03.2022 15:06
Вы знаете, тут возникает двоякое чувство, но я бы согласился с Сергеем Мироновым и поддержал бы в данном случае его высказывания.
Чиновнику, который за свою деятельность попал под санкции исходя из своего государственного подхода, нечего бояться своей декларации. Но бывает и так, что чиновник попадает под санкции в связи с тем, что сегодня те, кто накладывает санкции, отлично знают и понимают, за какой кадык они могут держать этого чиновника. Как правило, это имущество, деньги, счета или какие-то интересы, которые в результате его деятельности образовались за границей. А согласно действующему законодательству и всем моментам, на которые в своих выступлениях обращал внимание наш президент, такие вещи недопустимы. Хочешь служить стране – делай так, как этого требует российское законодательство. А если ты бизнесмен, тогда занимайся бизнесом, и не смешивай его с государственной службой.
Поэтому я считаю, что позиция Миронова в вопросе о чиновниках абсолютно состоятельная и правильная. Если тебе нечего скрывать, то и бояться тоже нечего.
15.03.2022 15:06
Я начну с того, что сейчас у нас под санкциями находится подавляющее большинство депутатов Государственной Думы. И согласно действующим законам, депутаты Госдумы, как и российские чиновники, должны предоставлять и публиковать декларации о доходах.
Каким образом возможность не публиковать декларации может защитить депутатов или государственных чиновников от санкций, мне понять трудно. Мне ясно, что депутату, как и государственному чиновнику, должно быть нечего скрывать. Тем более, что Государственная Дума приняла закон, согласно которому теперь, если госчиновник не может объяснить происхождение своих доходов, они могут быть изъяты. Поэтому в таком виде внесенный законопроект представляется мне, мягко говоря, странным. Я думаю, что народ должен знать своих героев, и необходимость обнародовать декларации о доходах депутатов Государственной Думы и государственных чиновников – это правильное установление.
15.03.2022 15:06
Хотел бы обратить внимание, что с начала военной операции по демилитаризации и денацификации Украины рейтинг президента РФ по разным оценкам вырос до 71%. Рейтинг председателя ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского тоже очень значительно вырос. Единственно, у кого падает рейтинг – это у «Справедливой России» и у КПРФ. Поэтому я думаю, они могут делать подобные заявления для того, чтобы хоть как-то оставаться в политике.
Жириновский неоднократно выступал с предложением о том, чтобы мы в принципе уже отменили публикацию всех этих деклараций. Кому декларации помогли бороться с коррупцией? У тех губернаторов, которых арестовывали прямо на дому, и находили у них огромные залежи денег чуть ли не в бочках для солений и в пластмассовых коробках, - у них у всех было все хорошо с декларациями.
Декларации – это просто имитация борьбы с коррупцией, особенно когда их заставляют сдавать депутатов наших сельских поселений, которые вообще заработной платы не получают. И очень многие там не хотят идти в депутаты, не хотят идти на какую-либо работу в госслужбе только потому, что не хотят заниматься бумажной волокитой. Через публикацию деклараций мы сами преступникам и мошенникам показываем, у кого какое имущество имеется. А когда речь идет о каких-то коррупционерах, то у нас для этого есть спецслужбы, у нас прекрасно работают в этом плане полиция, Следственный комитет, ФСБ и Финмониторинг. Все хорошо вычисляется: у кого какие квартиры появляются, какие дома, кто на кого и что оформляет, какие деньги куда перечисляет.
Может быть, кто-то наивно считает, что коррупционеров наши правоохранительные органы, ФСБ вычисляют, когда мониторят декларации о доходах и расходах чиновников? Ну мы же все прекрасно понимаем, что это полный бред. Как мне представляется, декларации используются для того, чтобы там можно было найти ошибки какого-нибудь чиновника, либо депутата, и безболезненно его уволить. Но публикация деклараций никак не помогает выявлять коррупционеров, ну никак. Достаточно вспомнить громкую историю с «золотыми унитазами» начальника ГИБДД Ставропольского края. У него ведь все тоже было прекрасно с декларациями! Поэтому ЛДПР придерживается той позиции, что декларации – это по большому счету пустота, они ничего не дают. Просто мучаем людей огромным количеством бумажек, и все. Кого по итогам проверки деклараций привлекли к уголовной ответственности за коррупцию – я не знаю.
Анатолий Лысков
Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный
16.03.2022 12:22
Сергей Михайлович Миронов, дав публичную отрицательную оценку появившемуся законопроекту о неразмещении деклараций российских чиновников, в отношении которых введены санкции со стороны США и их союзников, абсолютно прав. Его правота не только обоснована политическими мотивами, но и правовыми аргументами, характеризующими взаимосвязь действующих институтов уголовного права с другими отраслями правового регулирования.
Появление указанного законопроекта, по моему мнению, является не случайным фактом. Некоторое время назад были внесены поправки в действующее законодательство (не буду детализировать), согласно которому было позволено определенным должностным лицам не сообщать в официальных регистрационных документах сведения о собственнике недвижимости. Вместо сообщения о личности собственника вошло в практику вносить в официальный документ недостоверные сведения о том, что будто бы собственником является Российская Федерация. И никому из должностных лиц надзирающих органов, да и самим законодателям, не пришло в голову, что в результате указанная практика является деянием, подпадающим под признаки состава преступления, предусмотренным статьей 292 УК РФ "Служебный подлог".
Предлагаю внимательно вчитаться в содержание данной статьи УК РФ. Вынужден привести ее полностью:
"Служебный подлог
1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
Казалось бы, законодатель при внесении изменений в действующее законодательство, обязан исключить правовые противоречия и не создавать правовые невнятицы. Что же получилось в описанном выше случае, допускающим вносить недостоверные сведения в официальные регистрационные документы? А получилось по факту следующее: должностные лица регистрационных структур, вписывая недостоверные сведения о собственнике недвижимости, организованно совершают должностной подлог и не несут никакого за это предусмотренного законом уголовного наказания.
Мне могут возразить, сославшись на соотношение общих и специальных норм права. Но сформулированная в уголовном праве норма, описывающая преступность деяния, как раз и является специальной нормой, имеющей приоритет в правоприменении.
Законопроект, отрицательно охарактеризованный С.М.Мироновым, является по своей направленности не допустимым проектом, как и описанные выше нормы о регистрации недвижимости - для иллюстрации понимания. Более того, он вреден не только политически, выделяя группу индивидов в особый ряд, тогда как по нормам Конституции РФ прямого действия все граждане равны перед законом.
Как поступят действующие парламентарии, услышат ли своего коллегу Миронова, в отношении искусственного законопроекта покажет время.