Азербайджан пытается использовать ситуацию на Украине, рассчитывая, что России сейчас не до Закавказья: мнения парламентариев
31.03.2022 13:24
24 марта азербайджанские военные без боя заняли армянское село Парух (азерб. Фарух) в Нагорном Карабахе.
Позже близ него произошла перестрелка за соседнюю стратегически важную высоту Караглух. По данным Еревана, были убиты трое армянских военных и ранены более десяти. С азербайджанской стороны, утверждает армянская сторона, пятеро погибших. В Баку опровергли сообщения о перестрелке и потерях, пишет РБК.
Военные действия в Нагорном Карабахе могут начаться в любой момент, поэтому в Армении может понадобиться совместное присутствие России и Ирана. Об этом в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» заявил директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров..
«Азербайджанская сторона видит вовлеченность России в украинский конфликт и понимает, что Москве сейчас не до Карабаха. И пытается решить свою задачу путем того, чтобы взять под контроль часть Нагорного Карабаха. Реальные боевые действия там могут начаться в любой момент. Министерство обороны Азербайджана высказывается в оскорбительной форме, раньше такого не было. Это говорит о том, что есть желание воспользоваться ситуацией. Стабилизирующую роль играет заявление корпуса стражей Исламской революции Ирана о недопущении изменения границ. Правда это касается Армении, но в любом варианте в Иране очень внимательно следят за этими событиями. Сейчас необходимо очень сильно координировать свои действия вплоть до разработки варианта совместного военного присутствия Ирана и России в Армении», – объяснил он.
Regions.ru: Как бы вы прокомментировали обострение ситуации в Нагорном Карабахе?
31.03.2022 13:26
Во-первых, на территории Нагорного Карабаха Россия имеет свои миротворческие силы, и роль этих миротворческих сил довольно непростая. Поэтому то, что подразделения Азербайджана вошли в зону их размещения, и не учитывают это обстоятельство, наверное, очень плохо, несмотря на все наши очень хорошие взаимоотношения. И я в данном случае вижу одного актора. Это Турция: при всей ее многовекторности иногда она злоупотребляет своими возможностями.
Во-вторых, Россия в любом случае будет на это реагировать, и прежде всего дипломатическим путем. Мы не можем позволить вновь разгореться конфликту, в который опять будет втянута Россия. Это недопустимо. Поэтому меры будут приняты, и они будут эффективными, - я в этом ни грамма не сомневаюсь. У нас есть хорошие отношения, контакты, есть соответствующие службы, которые над этим будут работать.
31.03.2022 13:26
Комментарий предельно простой. Современная международная ситуация может быть выражена известной формулой: каждый за себя, один бог за всех. Азербайджан явно использует ситуацию на Украине, когда России не до того, и пытается нарушить договоренности. И мы прекрасно понимаем, что сила Азербайджана – прежде всего в поддержке со стороны Турции.
Поэтому надеюсь, что Семен Багдасаров окажется неправ, и объединенных сил России и Ирана на территории конфликта не потребуется. Но этом в том случае, если президент России договорится с президентом Турции о том, чтобы Азербайджан не использовал сложившуюся ситуацию, связанную со спецоперацией на Украине, для обострения, и для создания еще одного очага напряженности.
31.03.2022 13:26
Считаю, что опасения по поводу возможного возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе небеспочвенны. Действительно, мы видим попытки азербайджанской стороны воспользоваться тем, что основные наши взоры, наши вооруженные силы, все наши внешнеполитические структуры развернуты на события на Украине.
Но у Армении в этой ситуации, на мой взгляд, есть право как члену ОДКБ обратиться к Российской Федерации. Я не хочу никому давать каких-то советов, но я могу предположить, что если есть соответствующие взаимоотношения Турции и Азербайджана, и Турция оказывает содействие Азербайджану в военно-техническом плане, то такие же возможности, права и полномочия есть и у России, входящей в ОДКБ, по отношению к Армении. И если ситуация будет заходить вот в такую тревожную плоскость, то наверное, у армян есть возможность и право, чего они до этого не делали, официально обратиться к России за военно-технической поддержкой. Я имею в виду схему: армянская армия и российское вооружение.
Если азербайджанская сторона в действиях России на Украине, возможно, увидела какую-то слабость, то это очень обманчивое впечатление. Тем более, что ситуации здесь очень разные. В одном случае речь идет о том, что Россия относится к населению Украины как к своим гражданам, и пытается минимизировать потери среди мирного населения. А если речь пойдет о действиях армянской армии при помощи российского вооружения, то я думаю, что у армянской армии есть свои принципы и тактики. Скажем так, что Армения просто пока не запрашивала и не получала ту военно-техническую помощь от России, которая в корне может изменить ход событий.
Баир Жамсуев
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)
31.03.2022 13:26
Я думаю, что несмотря на проведение специальной военной операции на Украине, несмотря на сложный период времени, Российская Федерация, конечно, в полной мере несет на себе ответственность за выполнение своих международных обязательств и обязательств перед другими странами.
В данном случае речь идет о наших обязательствах по присутствию в Нагорном Карабахе наших миротворческих сил, которые находятся по линии разграничения между вооруженными силами Армении и вооруженными силами Азербайджана. И понятно, что если как-либо нарушаются трехсторонние договоренности, которые были достигнуты в свое время, то естественно, в силу своих полномочий и ответственности мы должны предпринять необходимые шаги для примирения, и привести ситуацию в соответствие с этими договоренностями. Конечно же, делать это надо прежде всего за счет дипломатических усилий, которые должны быть приоритетом. И я вижу решение возникшей проблемы больше в дипломатической плоскости, нежели в военной. Есть подписанные договоренности, и мы, как сторона, гарантирующая их выполнение, должны использовать все дипломатические возможности, чтобы урегулировать ситуацию.