По мнению известного ногинского религиоведа Евгения Гнатенко, Семик демонстрирует уникальную способность русского народа гармонично объединять разные культуры и эпохи.
«Семик сохранился до наших дней благодаря способности русских традиций впитывать новые смыслы, адаптируясь к меняющимся условиям общества», — комментирует специалист.
Исторически Семик возник еще в дохристианской Руси, когда наши предки поклонялись духам природы и молились о благополучии будущего урожая. Позже, после принятия христианства, этот праздник органично впитал элементы православной веры, включая особую заботу о душах тех, кто ушел из жизни внезапно или насильственно.
Евгений Гнатенко выделяет две ключевые особенности празднования Семика: почитание березы и поминание умерших.
Символ праздника — зеленая березка, символизирующая возрождение природы и жизненной силы. Девушки плетут венки из березовых ветвей и запускают их по реке, надеясь на скорую встречу с любимым человеком. Ветви березы украшаются яркими лентами и цветами, а сами деревья становятся центром праздничных гуляний. Позднее ветки используются в бане или хранятся дома как оберег против зла.
Еще одна важная составляющая Семика — посещение могил близких и родных. Люди оставляют угощения на кладбище, считая, что таким образом помогают облегчить путь усопшим в загробный мир. Особое внимание уделяется памяти о людях, погибших не своей смертью. Их души традиционно требуют особого почтения именно в дни Семика.
Также Гнатенко напоминает, что с празднованием связаны многочисленные народные приметы и запреты, призванные защитить здоровье и счастье семьи. Например, категорически запрещается работа в полях и садах, купание в водоемах, шумные игры и ссоры, чтобы не прогневать природу и ее духов.
Что нужно успеть сделать дачникам и садоводам в июне в соответствие с лунным календарем июня 2025 года, рассказали специалисты ранее.