Многим россиянам знакомы названия «Медовый Спас», «Яблочный Спас» и «Ореховый Спас». Эти выражения давно стали частью народного сознания, ассоциируясь с определенными датами и обычаями. Многие называют их церковными праздниками, но на самом деле, это не соответствует канонам православной веры. Известный религиовед из Ногинска Евгений Игнатенко объяснил истинное происхождение и суть этих терминов.
Понятия «медового», «яблочного» и «орехового» Спасов отсутствуют в официальном церковном календаре. Официально православная вера признает лишь три великих праздника, связанных с именем Христа: Праздник Креста Господня (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и День Нерукотворного Образа (29 августа). Остальные народные названия возникли позже, часто отражая бытовые особенности тех времен.
«Люди ошибочно воспринимают названия вроде «Яблочный» или «Медовый», будто это отдельные религиозные мероприятия. Между тем, изначально акцент делался на событиях духовной важности, приуроченных ко дню Господнему», — пояснил Игнатенко.
Так, Преображение Господне связано с чудесным изменением облика Христа на горе Фавор, где его ученики впервые узрели светлое сияние Спасителя. Это событие символизирует внутреннее обновление человека, призванного следовать путем духовного совершенствования, говорит ученый.
«Второй великий праздник — День Нерукотворного Образа — восходит к истории передачи иконы Христа царю Авгарю. Эта история иллюстрирует веру в чудодейственность изображений святого образа, ставшего символом благословения», — продолжил специалист.
Некоторые представления об этих днях искажены неверными интерпретациями. Многие россияне верят, что в эти даты можно освятить весь собранный урожай, начиная с яблок и заканчивая орехами. Но, согласно Евангелию, такая практика не имеет прямого отношения к официальным церковным ритуалам.
«Священство никогда не настаивало на связи между этими праздниками и сельскохозяйственными обрядами. Более того, осуждается любая попытка превратить церковные торжества исключительно в повседневные дела, будь то прием еды или поклонение отдельным плодам», — указал Евгений Игнатенко.
Тем не менее, некоторые священнослужители позволяют совершать освящение продуктов питания в указанные дни, давая возможность верующим выразить благодарность Господу за пропитание.
Среди распространенных мифов — мнение, что употребление свежих овощей и фруктов до их освящения якобы ведет к негативным последствиям. Игнатенко призывает отказаться от подобных утверждений, поясняя, что никакого запрета на употребление урожая нет.
Оригинальные рецепты блюд из свежей капусты назвал ранее мастер из Ногинска, рассказав, почему эти блюда признаны православными.