С 15 июня начал функционировать первый государственный рейтинг высших учебных заведений и колледжей, который призван оценить реальную востребованность их выпускников на рынке труда. Этот инновационный инструмент разработан для разных направлений подготовки и уровней образования, включая магистратуру, ординатуру, специалитет и среднее профессиональное образование. Об этом сообщают «Известия».
Рейтинг основывается исключительно на реальных показателях: уровне трудоустройства бывших студентов через два года после завершения обучения и их медианной зарплате. За его рамками остаются такие аспекты, как научный вклад учебных заведений или качество студенческой жизни. Показатели формируются на основе данных Рособрнадзора, Социального фонда, а также сведений о занятости и уровне жалованья.
Высшие учебные заведения классифицируются по восьми основным направлениям, среди которых: математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицина; сельское хозяйство; науки об обществе; образование и педагогика; гуманитарные науки; культура. При этом одно учебное заведение может быть представлено сразу в нескольких из этих категорий.
Колледжи же разделены на 29 направлений, охватывающих различные отрасли, например, атомную, горнодобывающую, транспортную, строительную, фармацевтическую и химическую. Однако каждое учреждение среднего профессионального образования может быть представлено только в одном рейтинге — по своему основному направлению подготовки выпускников.
Кроме того, рейтинги дифференцируются по численности выпускников — выше и ниже медианы. Это позволяет выделить эффективные образовательные организации, даже если они выпускают относительно небольшое число специалистов.
Аналитики проанализировали впервые опубликованные государственные рейтинги, выявив, что в топ вошли не только общеизвестные и престижные учебные заведения, но и менее очевидные варианты. Так, в сфере сельского хозяйства и сельхознаук первенство занял Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана. В рамках магистратуры по направлению «математические и естественные науки» в топ вышли НИУ ВШЭ (филиалы в Нижнем Новгороде и Москве) и Сколковский институт науки и технологий.
По данным экспертов, государственный рейтинг поможет абитуриентам делать выбор осознанно. Работодатели смогут лучше ориентироваться в качестве подготовки специалистов в разных учебных заведениях, а сами вузы и колледжи — активнее выстраивать программы, соответствующие запросам рынка. Это укрепит связь между образованием и экономикой, повысит эффективность трудоустройства выпускников и снизит риск кадрового дефицита. Таким образом, новая система будет ориентирована не на престиж, а на практическую отдачу от образования с акцентом на реальные профессиональные перспективы выпускников, добавил Кабаков.
В то же время важно понимать, что рейтинг не поможет выпускнику выбрать будущую профессию. Он лишь позволит выбрать наилучшее место для обучения тем, кто уже определился со сферой деятельности.
Ранее стало известно, что в школах Подмосковья увеличат часы на изучение истории.