После громкого скандала в одинцовской школе №3, где учитель не выпустил школьника в туалет, а тот якобы обмочился прямо в классе, начались жаркие дискуссии о том, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Администрация школы назвала поведение ученика провокацией и стала на защиту педагога. Глава Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина решила отстаивать права учеников, чтобы тех не лишали возможности посещать уборную и пообещала разобраться. Однако в ряде школ Москвы и области и в самом деле действует запрет покидать класс во время урока. Насколько это законно, почему некоторые заведения требуют справки от учащихся, чтобы выходить в туалет, кто принимает такие решения - в материале REGIONS.
У каждого учащегося в образовательном заведении есть право посещать уборную при необходимости. И прямых запретов выпускать школьника во время занятия из класса нет. Об этом в беседе с корреспондентом REGIONS сообщил эксперт в области образовательной сферы и главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов.
С другой стороны, педагог не позволяет школьнику покидать занятие не из вредности, а по той причине, что он, собственно, как и школа, несет ответственность за жизнь ребенка, пока тот находится на территории образовательной организации.
«Пока учащийся находится в школе – за его жизнь несет ответственность администрация заведения и педагогический состав. Именно на этот пункт педагоги чаще всего ссылаются, когда объясняют причину, по которой не выпускают ребенка из класса. Запреты покидать занятия усилились особенно после ряда терактов в школах, которые случились в разных регионах страны. Печальный пример из Подмосковья –инцидент в школе в Ивантеевке, когда подросток открыл стрельбу и напал на учителя. Проконтролировать детей и создать им безопасную среду даже в экстренном случае будет куда проще, когда все они находятся в одном месте», — уточнил Хасавов.
Однако прямой запрет выпускать ученика из класса считается неправомерным действием со стороны педагога. И за это образовательное учреждение могут оштрафовать, а учителю вынести дисциплинарное взыскание. Поэтому в школах введен график специальных дежурств, во время которых дежурные обязаны следить за безопасностью учащихся и порядком до и после занятий.
«Дежурные могут как раз проконтролировать ситуацию с посещением школьника уборной во время урока. Это нужно для того, чтобы учащийся воспользовался парой свободных минут, дабы справить нужду, а не закурил или причинил себе и другим вред», — продолжил эксперт.
В то же время администрация каждой школы вправе принимать свои локальные нормативные акты, вводить свой распорядок и нормы, регулирующие образовательный процесс. Но даже они не наделяют учителя законным правом запрещать школьнику отлучаться с урока в туалет.
«Учитель обязан уважать честь и достоинство обучающихся, также закон защищает школьника от всех видов физического и психологического насилия и оскорбления личности. Следовательно, если ребенок действительно хочет посетить туалет, то педагог не имеет права запретить ему это сделать. Иначе это будет расцениваться как физическое насилие», — пояснил спикер.
К тому же есть ряд учеников с определенными особенностями, хроническими недугами, которым по состоянию здоровья положено в течение непродолжительного времени часто посещать уборную.
«Чтобы не превращать класс в проходной двор, но при этом обеспечить ребенку с особыми потребностями комфортную среду и право беспрепятственно покидать занятия для посещения уборной, администрации школ в Московской области и в столице просят родителей представлять медицинские справки, где указан диагноз и клиническая картина», — добавил эксперт.
Кстати, некоторые школы в Московском регионе, по словам Хасавова, ввели такую меру. То есть, если ребенок хочет посетить туалет во время урока, то нужна соответствующая справка, иначе его не выпустят из класса. В некоторых случаях учеников переводят на дистанционную форму обучения, чтобы избежать насмешек со стороны сверстников.
На практике же родители заранее предупреждают педагогический состав об особенностях ребенка, из-за которых ему чаще других нужно отпрашиваться с занятия. И справка для этого особая не нужна, добавил Хасавов.
«В любом случае, учитель не имеет право игнорировать просьбу учащегося выйти в туалет. Если педагог в этом смысле ограничивает права школьников — это повод подать жалобу в Минобразования или прокуратуру», — сказал спикер.
Эксперт предположил, что после вмешательства госпожи Мизулиной в ситуацию, по этому вопросу могут быть приняты дополнительные нововведения.
«Туалетный» конфликт, произошедший в одинцовской школе, открыл ящик Пандоры, из которого посыпались и другие наболевшие проблемы, давно обсуждаемые в родительских и педагогических кругах.
Так, ситуацию с запретом посещать уборную некоторые спикеры сравнили с правом учеников использовать телефон во время занятий и тем, что их этого права лишили. В свое время эта тема тоже становилась поводом для жарких дискуссий, напомнил Хасавов.
«Но в этом вопросе были солидарны все – и учителя, и родители. Все стороны осознали, что гаджеты во время занятий лишь отвлекают от освоения учебной программы. Но решение этого вопроса нашлось само по себе. В дело вмешались депутаты Госдумы и приняли нужный закон, который с 1 сентября запретил использование учениками телефонов в образовательных заведениях», — сообщил спикер.
Соответствующий закон Госдума приняла еще год назад, теперь он обрел юридическую силу. Отныне ученик вправе воспользоваться устройством, находясь в школе, лишь в экстренных ситуациях вроде опасности для жизни и здоровья.
«Но в силу того, что дети под контролем учителей, о любой экстренной ситуации педагоги в состоянии сами сообщить родителям ребенка, даже для экстренных случаев гаджет учащемуся ни к чему», — поделился своим мнением эксперт.
На практике этот закон работает следующим образом: перед началом занятий ученики добровольно сдают телефоны и приступают к обучению, а после учебного процесса они забирают гаджет. Кстати, использовать смартфон во время перемен, до и после занятий не запрещено, заключил эксперт.
Ранее REGIONS писал, о том, что директор школы в Одинцове прокомментировал конфликт между матерью учащегося и педагогом.