В Госдуму поступил законопроект, предлагающий запретить рекламу услуг, связанных с эзотерикой и различными видами духовных практик, такими как астрология, магия, биоэнергетика, услуги медиумов и нумерологов. Насколько серьезно отразится эта инициатива на рынке рекламы и ее участниках, «Газете.Ru» прокомментировала директор по развитию стратегического агентства Владимир Бурштейн.
По его мнению, общий рынок вряд ли почувствует серьезные потрясения, поскольку услугами астрологов, экстрасенсов и других специалистов подобного профиля традиционно занимаются мелкие игроки — самозанятые граждане, частные предприниматели или небольшие фирмы, действующие непосредственно через цифровые платформы. Крупные рекламные агентства и глобальные сети, которые обеспечивают основную долю оборота на рынке, взаимодействуют с клиентами в более прозрачных сегментах.
Вместе с тем ряд специализированных ресурсов, например, узконаправленные сообщества могут столкнуться с проблемами. Доходы от размещения объявлений астрологических сервисов и магических предложений составляли значительную часть прибыли некоторых изданий и сообществ. Теперь эти издания вынуждены искать новые формы привлечения аудитории и заработка. Для широкого круга маркетологов ограничения пройдут незамеченными, поскольку объемы заказов от указанных категорий клиентов минимальны.
Бурштейн предполагает, что запрет приведет к росту серой рекламы. Подобные тенденции наблюдаются и в других сферах, где реклама регулируется государством, например, алкоголь, азартные игры и биологические добавки. Но история показывает, что строгий мониторинг и прозрачность коммуникации снижают привлекательность теневого сектора.
Поэтому, полагает эксперт, запрет рекламы носит разумный и своевременный характер, позволяя ограничить агрессивное навязывание сомнительных услуг широкой публике. Вместе с тем он выразил опасения касательно неопределенности формулировок законопроекта. Отсутствие ясных критериев может создать препятствия для легитимного бизнеса, связанного с психологической поддержкой или консультированием.
Как в Московской области наказывают «магов» и «целителей» — читайте в материале REGIONS.