По словам экспертов, чаще всего причинами ДТП на железнодорожных переездах становятся нарушение скоростного режима и агрессивная манера вождения. Зачастую водители фур не могут поделить дорогу, обгоняют друг друга, стараясь побыстрей проскочить сложный участок. Это частое явление на трассах как Подмосковья, так и других регионов нашей страны.
Решать проблему «фур без тормозов» и автохамов на дороге нужно как можно скорее. И поможет здесь кардинальное ужесточение ответственности, считает адвокат Московского центрального филиала Московской областной коллеги адвокатов Иван Дощенко.
«Нужно вносить в черные списки работодателей и водителей, лишать права управления, изымать транспорт, усилить ответственность кратно, в миллионах, увеличить штрафы и уголовную ответственность. Большегрузы должны стать отягчающим обстоятельством. Работодатели должны критически болезненно ощущать каждое нарушение своих водителей. Хотя бы на три года, потом, если будет наблюдаться положительная динамика, смягчить законодательство», – считает Дощенко.
Проблему ДТП на железнодорожных переездах прокомментировал для Regions председатель комитета Мособлдумы по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Олег Гаджиев.
«Аварии на железной дороге в подавляющем большинстве случаются на переездах, не оборудованных шлагбаумом, барьерами и другими искусственными препятствиями. Именно на таком переезде случилась трагедия в Волгоградской области, где пассажирский поезд № 491 Казань — Адлер столкнулся с выехавшим на переезд большегрузным КАМАЗом», – сказал он.
В 2023 году, по данным эксперта, из-за несоблюдения Правил дорожного движения на железнодорожных переездах количество ДТП на переездах в Московской области увеличилось на 12% по сравнению с 2022 годом. В 244 авариях пострадали 119 человек. Но это не общероссийская тенденция, подчеркивает депутат.
Гаджиев отмечает, что требования к эксплуатации легкового и большегрузного транспорта ужесточаются, все больше переездов оборудуют средствами принудительной остановки транспорта.
«Если мы говорим о транспорте массой свыше 3,5 тонн, то сегодня все водители таких автомобилей и автобусов в обязательном порядке должны оснащать свои машины тахографами, обеспечивающими измерение, регистрацию, отображение и сохранение в автоматическом режиме параметров движения транспортных средств, а также режимов труда и отдыха водителей», – пояснил он.
Депутат также напомнил о давно существующем порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования водителей перед выходом на рейс.
Депутат Московской областной думы, член фракции «Единая Россия», региональный координатор проекта «Выбирай свое» Сергей Маликов отмечает, что проблема гораздо шире: страшные аварии провоцируют не только водители большегрузов, но и легковых автомобилей. Их объединяет полное отсутствие культуры вождения.
«Есть такое определение, которое вошло в нашу обыденную жизнь – «автохам». Это водители, которые нагло и осознанно нарушают правила дорожного движения», – комментирует он проблему для Regions.
Решить проблему нахалов на дороге поможет ужесточение законодательства. По словам Маликова, российское правительство поддержало инициативу Госдумы о введении наказания для автолюбителей, подпадающих под определение «опасные водители». КоАПом будет предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения – лишение прав.
«Но пока ведутся работы над данным законопроектом, поскольку есть вопросы в части внедрения механизма привлечения к административной ответственности», – добавил депутат.
Олег Гаджиев отметил, что законодательно уже проработан вопрос видеофиксации нарушений ПДД мобильными комплексами.
«Естественно это будет касаться нарушений водителей всех видов транспортных средств, а не только большегрузной техники. Госдумой РФ уже принят закон, устанавливающий требования к работающим в автоматическом режиме стационарным, передвижным и мобильным специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения», – рассказал он.
Указанные технические средства должны иметь сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке, а также обеспечивать фиксацию всех нарушений в зоне своего обзора. Закон вступит в силу 1 сентября этого года.
Информация о местах установки стационарных и передвижных средств фиксации, маршрутах движения транспортных средств с мобильными средствами фиксации будет размещаться на официальном сайте МВД России, добавил председатель Комитета Мособлдумы по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям.
Пока же закон не вступил в силу, депутат Маликов дал несколько важных советов по взаимодействию с автохамами.
«Водители, которые проявляют неадекватное поведение на дороге, обычно эмоционально нестабильные личности и в жизни: таким образом они выплескивают свои негативные эмоции. Если мы рассматриваем водителей грузовых автомобилей, тут действует принцип «Я больше, выше и важнее на дороге, поэтому пропусти меня и не мешай», – говорит Маликов.
Если вам встретились на пути такие персонажи, депутат рекомендует сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации.
«Помните, «автохам» выбрал вас как жертву, чтобы утвердить свои амбиции за ваш счет. Есть прекрасное правило трех Д – «Дай Дорогу Дураку!». Обязательно пропустите такого водителя», – советует он.
Если неприятная ситуация с агрессивным водителем все же произошла и повлекла ДТП, Маликов советует позвонить по номеру 112, сообщить все данные происшествия, номер автомобиля нарушителя, свои данные, и дождаться прибытия оперативных служб для урегулирования ситуации.
Если же агрессивный водитель использует в отношении вас грубую физическую силу, необходимо снять побои и привлечь данное лицо к уголовной ответственности, обратившись в правоохранительные органы.