Осень близко, впереди новый учебный год, и многие дети впервые отправятся в детский сад. Чтобы этот период прошел легко и комфортно, психолог советует уделить внимание подготовке ребенка. Корреспондент REGIONS выяснил у детского и семейного психолога Натальи Наумовой, как подготовить малыша к новому этапу в жизни и обеспечить успешную адаптацию в дошкольном учреждении, какие шаги предпринять перед первым посещением сада и как определить готовность ребенка.
По словам психолога, чтобы адаптация прошла успешно, важно научить ребенка основным бытовым навыкам: самостоятельному одеванию и снятию одежды, умению пользоваться ложкой, вилкой и использовать туалет.
«Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться. По крайней мере, важно, чтобы ребенок умел полностью одевать, снимать и застегивать ту одежду, которую мама дает ему в садик — можно подобрать вещи без шнурков и пуговиц. Далее ребенок должен уметь самостоятельно есть, пользоваться ложкой и вилкой. И, конечно, уметь ходить в туалет. Важно, чтобы ребенок научился пользоваться не памперсом, а горшком или унитазом», — объяснила она.
Специалист рекомендует заранее социализировать ребенка — научить его взаимодействовать с окружающими людьми.
«Важно посещать детскую площадку, гулять с друзьями, приглашать гостей домой и знакомить ребенка с коллективом сверстников. Полезно водить малыша на развивающие занятия, где педагог дает задания, выполняя их совместно с группой детей», — рассказала Наумова.
Еще один важный пункт подготовки к детскому саду — соблюдение режима дня. Важно постепенно приучить ребенка к распорядку дня, характерному для детского сада.
«Родителям нужно узнать, какой будет распорядок дня в садике, какой режим, когда дети едят и спят, и приучать ребенка к этому режиму. В сад нужно будет вставать рано, и это часто расстраивает детей, особенно тех, кто привык вставать поздно. Это тоже может мешать адаптации в детском саду. Поэтому заранее, за три месяца, нужно перестраиваться к режиму садика», — советует эксперт.
Игры, чтение книг и просмотр тематических мультфильмов помогут малышу познакомиться с новой средой и снизить уровень тревоги. Психолог рекомендует открыто обсуждать чувства ребенка, внимательно выслушивая его переживания и поддерживая позитивный настрой.
«Можно поиграть в детский садик, показать, как все там происходит. Как утром ребенок просыпается, собирается в садик, приходит, машет ручкой, мама уходит, а он прекрасно общается с другими детьми, играет, а вечером мама забирает. Важно все это в игре проиграть», — поделилась специалист.
Наумова отметила, что нередко родители сталкиваются с проблемой страха ребенка перед садиком, вызванного негативными историями или впечатлениями от чужого опыта. По ее словам, крайне важно аккуратно подойти к обсуждению темы садика с ребенком, чтобы избежать возникновения страхов. Психолог советует гулять с ребенком возле детского сада и показывать ему, как играют другие дети, понаблюдать за ними, обсудить и выявить его страхи.
«Важно делать это в позитивном ключе, но чересчур утрированно, то есть важно не спугнуть ребенка сильно яркими эмоциями. Нужно говорить и слушать ребенка, не обесценивать его опасения. Он почувствует безопасность, и проблема уйдет. Иногда ребенок даже на когнитивном уровне, на эмоциональном уже начинает бояться садика, потому что какую-то историю услышал или видел, как другой ребенок шел заплаканный в сад или из сада», — подчеркнула она.
Специалист заявила, что полноценная адаптация длится около трех месяцев после первого визита в садик. Признаки успешного прохождения адаптации включают отсутствие слез при прощании с мамой, умение спокойно находиться среди других детей, активное участие в игровых мероприятиях, соблюдение режима дня, аппетит и хороший ночной сон.
«Как только ребенок уже будет рассказывать с интересом о событиях, которые прошли в детском садике, с кем он играл, как играл, и у него не будет тревожности и бессонницы по ночам, вот тогда можно говорить об успешной адаптации», — объяснила Наумова.
Психолог добавила, что важным моментом является понимание ребенком расписания прихода родителя за ним, которое лучше объяснить простыми словами, привязанными к событиям дня (после завтрака, после тихого часа). В завершение специалист рекомендовала начинать посещение садика с коротких промежутков времени, постепенно увеличивая длительность пребывания.
По мнению эксперта, проблемы с адаптацией выражаются в нежелании ребенка посещать садик, капризах, отказе от взаимодействия с детьми и взрослыми, плохом сне ночью и отсутствии аппетита. Специалист подчеркнула, что подобные реакции свидетельствуют о сложностях адаптации.
«Ребенок будет плакать, отказываться идти в детский сад, бунтовать, цепляться за маму, не отпускать ее, входя в группу, будет отказываться от общения с другими детьми, возможно, отказываться от питания, не спать. В ночное время тоже могут быть кошмары или какой-то тревожный сон. Это все говорит о том, что возникают сложности в адаптации. Поэтому важно готовить и плавно подводить ребенка к саду», — подытожила Наумова.
Ранее REGIONS писал о том, где в Подмосковье откроют новые школы и детские сады 1 сентября.