Заведующий отделом Института русского языка РАН Анатолий Баранов объяснил, почему в речи россиян появились такие заимствования, как «хайп», «кринж», «токсик», «пикми» и другие.
«Язык реагирует на изменения в обществе: люди сами формируют речь, делая ее более гибкой, вариативной и альтернативной. Заимствования — естественный процесс. Слова, которые перестают быть востребованы, со временем исчезают. Например, сегодня вы не услышите некоторых слов, которые были привычны нашему уху лет 10 назад, так как сменилось поколение, пришла новая молодежь со своим словарным запасом», — сказал эксперт в беседе с корреспондентом REGIONS.
Подавляющее большинство новых слов, которые становятся популярными, напрямую связаны с массовой культурой, модными трендами и маркетингом.
«В случае с монстрами Лабубу, о которых так мечтали все дети и даже взрослые некоторое время назад, — это история о том, как грамотный маркетинг влияет на живую речь. В некоторых случаях музыкальные композиции тоже становятся источником снабжения лексики ключевыми фразами, которые могут использоваться в разных ситуациях и для описания какого-либо понятия или ситуации», — сказал Баранов.
При этом эксперт подчеркнул, что существующие ныне «модные» высказывания и фразы не закрепятся в речи на длительный период.
«Так как современный язык отличается своей гибкостью, с приходом новых трендов, понятий и феноменов, нынешние популярные изречения будут заменяться обновленными версиями. Например, вместо „хайп“ мы будем в недалеком будущем использовать новое слово, но значение которого будет идентично слову „хайп“. Так будет и с другими словами», — сказал эксперт.
Баранов также отметил: если заимствование закрепилось в русском языке, значит, оно оказалось употребительно и полезно. Ненужные заимствования давно были отсеяны носителями языка, как и фразы, которые более не применимы на нынешнем этапе развития устной речи.