В Московской областной Думе состоялась конференция, посвященная внедрению цифровых технологий в образовательный процесс. Участники обсудили успехи региона, дальнейшие планы и перспективы применения искусственного интеллекта (ИИ) в обучении.
Как отметила председатель профильного комитета Мособлдумы Линара Самединова, цифровая трансформация социальной сферы является приоритетным направлением, обозначенным в Указе президента России о национальных целях развития.
«В настоящее время правительством Российской Федерации создается проектный офис по внедрению искусственного интеллекта. Московская область выступает флагманом и ролевой моделью, за которой следуют все остальные регионы», — подчеркнула Самединова.
По ее словам, важно учитывать мнения всех участников образовательного процесса, чтобы технологии стали помощниками, а не дополнительной нагрузкой для учителей, учеников и их родителей.
Замминистра образования Московской области Евгений Никитин рассказал о том, что за последние годы в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» удалось оснастить более 90% школ современным оборудованием. Почти 100% учителей региона активно используют цифровые сервисы в работе.
За шесть лет в школы поставлено 19,8 тыс. ноутбуков, более 4,1 тыс. интерактивных панелей, а также смарт-телевизоры, проекторы и серверы для дистанционного обучения. В 2026 году в рамках нового нацпроекта «Экономика данных» планируется оснастить планшетами более 50% учителей. К 2030 году число таких устройств в школах Подмосковья достигнет 30 тыс.
По словам Никитина, в регионе уже тестируются решения на основе ИИ. Например, создается электронный помощник для учителей, который сможет анализировать рукописные работы школьников и предлагать варианты оценок, оставляя за педагогом право окончательного решения.
Также в Подмосковье развивается система контроля за присутствием охранников в школах. В 2024 году к ИИ подключено 100 камер, а в будущем эта система охватит все образовательные учреждения региона.
Замдиректора Федерального института цифровой трансформации Александр Лямин представил ключевые цифровые проекты:
Цифровой помощник ученика — сервис для подготовки к экзаменам с 16 тыс. заданий и 11 учебными предметами.
Цифровой помощник учителя — платформа самодиагностики и повышения квалификации с 10 тыс. образовательных материалов.
Цифровой помощник родителя — инструмент для подбора кружков и дополнительных занятий на основе анализа способностей ребенка.
«Платформа больших данных» — сервис аналитики, позволяющий регионам и школам отслеживать эффективность образовательных программ.
Цифровой психолог — новый проект, предоставляющий детям, родителям и педагогам бесплатные онлайн-консультации с профессиональными психологами.
Единая автоматизированная информационная система дополнительного образования — система предоставляет доступ к данным о сфере допобразования, включая основные показатели, такие как уровень охвата детей различными образовательными программами.
Региональный навигатор допобразования — система, в которой собираются и обрабатываются данные на федеральном и региональном уровнях. Она также позволяет записываться на программы через «Госуслуги»: заявления сначала поступают в федеральную систему, а затем направляются в нужный регион.
По данным замдиректора Института цифровой трансформации образования Игоря Шаповалова, в системе «Моя школа» зарегистрировано более 2 млн пользователей, выставлено свыше 580 млн оценок, проведено более 60 млн уроков.
Учителя получили доступ к планированию занятий, анализу результатов учеников и проектированию уроков с использованием проверенного контента. Родители могут следить за успеваемостью детей, а ученики — получать уведомления о заданиях и расписании.
Хотя система периодически испытывает технические сбои, специалисты заверяют, что в 2025 году ее работа будет стабилизирована.
На конференции также обсудили платформу «Сферум», предназначенную для образовательного общения. Ей уже пользуются 41% педагогов и 15% учащихся региона.
Развивается и проект «Навигатор дополнительного образования». В нем зарегистрированы 1,6 млн детей и 1,5 млн родителей, а в базе находится более 41,5 тыс. программ.
Также в Московской области действует платформа «Цифриум» для онлайн-обучения. В ней участвуют свыше 3 млн человек, из которых более 1 млн школьников прошли олимпиады, а 100 тыс. обучаются на курсах.
В Московской области реализуются проекты по развитию талантов, ИТ-образованию и «Инженеры будущего». Особое внимание уделяется обучению работе с искусственным интеллектом.
Ранее REGIONS писал о том, что детский омбудсмен Подмосковья поддержала сокращение нагрузки на школьников.