Картинка
/ Фото: REGIONS/Роман Малышенко

Налоги для пенсионеров: за что не платить и как исправить ошибку

Юрист Брызгалин: пенсионеры освобождены от ряда налогов автоматически

/Главная /Общество
Автор текста:
Анастасия Балабанова
/Главная /Общество
Автор текста:
Анастасия Балабанова

Пенсионеры и предпенсионеры в России полностью или частично освобождены от ряда налогов, пишет «Вечерняя Москва». Срок уплаты в этом году — до 1 декабря, уведомление придет не позднее 10 октября, если льгота действует не полностью.

Кандидат юридических наук, руководитель ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин в беседе с «Вечерней Москвой» объяснил, от каких налогов пенсионеры освобождены. Это налог на имущество по определенным видам недвижимости, земельный налог (если участок не более шести соток), транспортный налог (льготу устанавливают регионы), а также НДФЛ — им не облагаются пенсионные выплаты и пособия, но облагаются вклады и другие доходы.

Налог на имущество пенсионеры не платят по каждому типу объектов: жилые дома, квартиры или комнаты, гаражи, машино-места, хозяйственные постройки до 50 квадратных метров, мастерские, ателье, творческие студии. Важно, чтобы недвижимость не использовалась в коммерческих целях. При нескольких объектах каждого типа к последующим применяется вычет.

Транспортный налог — ежегодный платеж владельцев зарегистрированных транспортных средств. В некоторых регионах пенсионеры освобождены от него полностью или получают скидку. В Москве статус пенсионера не дает освобождения: категории граждан перечислены в статье 4 Закона города Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге».

Земельный налог пенсионеры не платят, если участок площадью шесть соток и меньше либо расположен на территории с режимом ЧП, ЧС или КТО и в отношении жителей принято решение об эвакуации. Регионы могут устанавливать дополнительные льготы.

При продаже квартиры пенсионеры платят налог по ставке 13 процентов, если доход не превышает ₽2,4 млн, и 15 процентов — если выше. Если куплена новая квартира, налог начисляют на разницу. В некоторых случаях налог не платится: срок владения больше трех лет (если жилье унаследовано) или больше пяти лет; недвижимость стоит менее ₽1 млн либо применен вычет; продажа по цене покупки или дешевле.

Налог на вклады пенсионеры платят, если процентный доход за год превышает необлагаемую базу. При доходах не более ₽2,4 млн за год НДФЛ — 13 процентов, выше — 15 процентов. Необлагаемый доход рассчитывают так: максимальную ключевую ставку Центробанка за год умножают на ₽1 млн. В 2025 году максимальная ставка составляла 21 процент, поэтому лимит равнялся ₽210 тыс. НДФЛ начисляется только на превышение.

Военные пенсионеры, ушедшие со службы по выслуге лет, освобождены от отдельных налогов и страховых взносов, если иное не установлено региональным законодательством. Без статуса ветерана боевых действий они платят транспортный налог на общих основаниях и могут рассчитывать только на региональные льготы.

Брызгалин подчеркнул, что освобождение от некоторых налогов не означает, что пенсионеры вовсе их не платят. По общему правилу льгота включается автоматически: раньше это делали по заявлению, но сейчас наступление пенсионного возраста является юридическим фактором, указал собеседник «ВМ». Однако во избежание недоразумений, например сбоя при передаче информации, пенсионеру лучше самому отреагировать на возможность оформления льготы.

По некоторым региональным льготам есть требования, что пенсионер должен сам подать заявление, отметил эксперт. Если налоги все же начисляют, нужно обратиться в Федеральную налоговую службу через личный кабинет или письменно, приложив документы на льготу. Следует следить за уведомлениями: при неточности нужно отреагировать в течение 30 дней, обратил внимание Брызгалин. Если не сделать этого, после 1 декабря налоговая спишет налоги, и пенсионеру придется доказывать в суде, что льгота была необоснованно не применена, добавил собеседник «ВМ».