В Подмосковье утвердили закон о наставничестве для трудных подростков. Инициатива губернатора региона Андрея Воробьева позволит взрослым без судимостей и статуса иноагента официально помогать детям, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. По данным региональных властей, в Подмосковье около 6 тыс. подростков состоят на учете в муниципальных комиссиях. Наставники помогут организовать их досуг, предотвратить правонарушения, а также проконтролируют учебу и, при необходимости, обеспечат поддержку репетиторов. Кто сможет стать наставником, как они будут помогать подросткам и почему эта мера необходима, — в материале REGIONS.
По словам депутата Московской областной Думы, координатора проекта «Выбирай свое» Сергея Маликова, институт наставников для трудных подростков — не новое веяние. Еще в советское время применялась данная практика, когда за трудными подростками закреплялись лидеры общественного мнения — авторитетные взрослые.
«Сейчас комиссии по делам несовершеннолетних вводят институт наставничества. К примеру, в Королеве уже работают со сложными подростками. Главная задача наставников — направить подростка из неблагоприятной среды в «нормальное и адекватное» русло, не совершая противоправные деяния», — сказал он.
Эксперт отметил, что наставник организовывает интересный досуг и времяпровождение для подростка: спорт, кружки, концерты, выставки, мастер-классы и иные мероприятия, направленные на личностное развитие.
«Кроме того, наставник контролирует учебный процесс, а также участвует и в сопровождении на дополнительные и факультативные занятия с репетиторами», — сообщил Маликов.
Депутат подчеркнул, что для потенциальных наставников будут выдвигать такие критерии и требования, как отсутствие судимости и статуса иноагента. Заявку на участие в программе можно подать на портале Добро.рф.
«В случае, если потенциальный наставник является педагогом или прошел переобучение по педагогической специализации, его данные будут размещены в федеральном реестре наставников. Если у желающего стать наставником нет профильного образования, то ему предоставят помощь в обучении. В каждом городском округе комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав самостоятельно принимает решение о назначении наставников трудным подросткам», — сказал он.
Специалист объяснил, что при назначении наставника многое будет зависеть от согласия самого ребенка. К примеру, если у подростка возникнет конфликт с наставником, то комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отзовет процедуру по назначению данного наставника.
«Мнение родителей учитывается в том числе. Если у родителей будут возникать вопросы к работе наставника, то комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав также может принять решение об отзыве данного наставника», — добавил Маликов.
По словам детского и семейного психолога Натальи Наумовой, это хорошая инициатива, но как она будет реализовываться, пока непонятно. Однако важна комплексная работа.
«Важно, чтобы с трудным подростком работали родители, школьные педагоги и психолог. Специалист также должен проводить работу и с родителями ребенка», — говорит она.
Эксперт отметила, что важно, чтобы наставники были хорошо подготовлены, в том числе психологически.
«На самом деле наставник может здорово мотивировать ребенка, если сможет быть с ним на одной волне, понимать и поддерживать подростка, показывать какие-то интересные грани жизни, вовлекать в спортивную деятельность, развивать его кругозор, увлекать интересными активностями, которые не требуют нарушения закона. Все это было бы замечательно, но важно наставников готовить и психологически. Это должны быть психологически грамотные люди, потому что в противном случае наставник может нанести психике трудного подростка вред. Поэтому к этому вопросу важно подойти очень серьезно. Но сама инициатива интересная и важная», — объяснила Наумова.
Ранее REGIONS сообщал, что готовить к семейной жизни начнут с детского сада.