Недавно в Сеть попал ролик с видеокамеры одного из лифтов МКД, на котором видно, как уборщица проводит влажную уборку в лифте, используя собственную слюну, которую «распыляет» по поверхности зеркала и размазывает тряпкой. Ни спецодежды, ни перчаток, ни бытовой химии у нее при этом нет. Видео вызвало волну возмущения. Корреспондент REGIONS узнал, кто несет ответственность за нарушение норм содержания общедомового имущества и что может грозить сотруднику.
Как рассказал в беседе с REGIONS председатель Союза жилищных организаций Московской области, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист Константин Крохин, несколько лет назад собственники квартир в многоэтажках самостоятельно убирали свой подъезд. Они составляли специальный график дежурств, либо нанимали по договору подряда специальные организации, которые поддерживали чистоту в общедомовых помещениях.
«Все изменилось после того, как правительство РФ приняло новое постановление в 2013 году. С тех пор был установлен минимальный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. И тогда УК начали все чаще привлекать к работе сотрудников, которые взяли на себя обязанность осуществлять уборку на общих территориях МКД. И не всегда эти работники выполняли все по действующему регламенту», — пояснил Крохин.
По его словам, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся лифты, лестницы, межквартирные лестничные площадки, технические этажи и коридоры.
Контроль за содержанием общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД. В случаях, когда действует договор между управляющей компанией и собственниками, то уборкой помещений занимается наемный сотрудник, который должен следить за порядком в тех зонах, которые прописаны в договоре. К тому же УК обязана утвердить перечень работ и услуг и размер платы за них, продолжил спикер.
«Ответственность за то, что сотрудник осуществляет уборку с нарушениями – делят между собой представители УК и их наемный работник, так как именно управляющая компания контролирует деятельность своего сотрудника», — заметил Крохин.
Более того, именно управляющая организация обязана выдавать сотруднику весь нужный для уборки инвентарь.
«В этот список входит специальная одежда с надписью той организации, которую представляет работник. Уборщице также предоставляют веник, совок, ведро, швабру. Этот инвентарь должен обновляться ежегодно. Каждый месяц сотруднику должны выделять моющие средства, белизну, мешки под мусор, перчатки резиновые, перчатки хлопковые и ветошь», — перечислил эксперт в области ЖКХ.
Данный перечень закладывается в смете на год по уборке подъездов.
При этом закон не предусматривает наличие уборщицы для каждого отдельного подъезда, то есть она может убирать от 3 до 10 объектов поочередно. Когда же УК совсем не предоставляет специалистов, оно нарушает нормы законодательства.
«Очень часто в МКД не хватает уборщиц, и иногда один и тот же человек может осуществлять уборку сразу в 10 домах. Чтобы сэкономить, такой сотрудник не будет расходовать выделенные ему средства. Разумеется, использование собственной слюны вместо специальной жидкости – это грубое нарушение не только правил проведения уборки, но и санитарных норм. Так можно распространить ряд опасных болезней», — уточнил спикер.
В данном случае действия уборщицы, которая представляет конкретную УК, подпадает под статью о нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Следовательно, ответственным лицам может грозить наложение административного штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а уборщице может грозить увольнение, сказал эксперт.
Однако далеко не в каждом подъезде есть камера и не всегда удается уследить за тем, насколько тщательно производится уборка.
Крохин подчеркнул: если на протяжении длительного времени уборка лестничной клетки, лифта и иных локаций, которые закреплены за уборщицей, не осуществляется, следует обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации.
«Можно подать заявку об устранении выявленных недостатков. Сведения о нарушении вы вправе направить в устной или в письменной форме. Оба варианта подлежат обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. УК должно отреагировать и оперативно устранить проблемы», — заметил специалист.
Если же обратной связи нет от УК, жильцы вправе оставить жалобу на работу управляющей организации на сайте «Добродел».
Губернатор Московской области Андрей Воробьев неоднократно во время ВКС заявлял, что главам муниципалитетов необходимо оперативно и качественно реагировать на жалобы жителей, поступающие через портал «Добродел».