:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyNi8xMC9kb2t1bWVudHktYXJoaXYtb2Zpc19uRjRlWGYwLmpwZw.webp)
Отпуск за свой счет: кому работодатель не вправе отказать
Юрист Рудакова: кому и когда не могут отказать в отпуске за свой счетОтпуск без сохранения зарплаты — временное освобождение от работы, о длительности которого работодатель и работник договариваются между собой. «Вечерняя Москва» узнала у юриста Елены Рудаковой, в каких случаях в таком отпуске отказать не могут.
По словам Рудаковой, согласно статье 128 Трудового кодекса, неоплачиваемый отпуск можно взять по семейным обстоятельствам или при уважительной причине. В страховой стаж он не входит, поскольку работодатель не отчисляет взносы. Перенести его на следующий год или продлить на время больничного нельзя, уточнила юрист.
Статья 128 ТК РФ определяет категории граждан, которым отпуск предоставляется обязательно по заявлению: участники Великой Отечественной войны, работающие пенсионеры по старости, работающие инвалиды, а также супруги и родители военнослужащих и некоторых госслужащих, погибших или умерших из-за увечий при исполнении обязанностей или заболевания, связанного со службой. Также отпуск положен при рождении ребенка, смерти близкого родственника и регистрации брака.
На отпуск без сохранения зарплаты могут рассчитывать и работающие по совместительству, если их оплачиваемый отпуск на основной работе длиннее, отметила Рудакова. По статье 174 ТК РФ неоплачиваемый отпуск обязаны дать работникам, допущенным к вступительным испытаниям, и тем, кто учится очно по аккредитованным программам для промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Закон не устанавливает общий минимальный или максимальный срок такого отпуска, но для отдельных категорий он прописан. Участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий — до 35 дней за год, работающим инвалидам и инвалидам войны — до 60 дней, народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции — до 10 дней. Работающим пенсионерам по старости, а также супругам и родителям погибших или умерших военнослужащих и некоторых госслужащих — до 14 дней. При регистрации брака, рождении ребенка или смерти близкого родственника — до пяти дней. Гражданским служащим — до года.
Для получающих высшее образование: допущенным к вступительным испытаниям — 15 дней, слушателям подготовительных отделений вуза — 15 дней, для промежуточной аттестации — 15 дней в учебном году, для подготовки и защиты ВКР и сдачи итоговых госэкзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых госэкзаменов — один месяц. Для получающих среднее профессиональное образование: допущенным к вступительным испытаниям — 10 дней, для промежуточной аттестации — 10 дней в учебном году, для государственной итоговой аттестации — до двух месяцев.
Если сотрудник написал заявление заранее, работодатель должен сообщить ему об отказе, пояснила Рудакова. Отказать могут, например, если работник не относится к льготной группе, причины покажутся неуважительными или, наоборот, вескими, но к заявлению не приложены подтверждающие документы.