Правительство РФ запустило проект по переходу на полностью электронный формат передачи платежных документов за коммунальные услуги. Дублировать их на бумаге не будут. Пилот проекта решено провести в Московской области. Соответствующее постановление о старте эксперимента было подписано в начале этой недели.
Жители Подмосковья смогут добровольно отказаться от дублирования на бумаге платежных документов за жилищно-коммунальные услуги, говорится в постановлении правительства. Получать цифровые квитанции они будут через личный кабинет на региональном портале «Госуслуги».
«Пилотный проект по переходу на цифровые квитанции ЖКХ вместо бумажных стартовал в Московской области. Планируется масштабировать его на всю страну. Задача в том, чтобы исключить дублирование платежных документов и сделать услуги более гибкими и удобными для человека. В результате на региональном портале госуслуг каждый сможет сам выбрать, как ему комфортнее получать платежные документы — на бумаге или в электронном виде», — сказал вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.
Он отметил также, что пилотный проект в Московской области продлится до 1 октября 2025 года, что станет важным шагом в цифровизации коммунальной сферы и повышении качества жизни граждан.
«Эксперимент хороший, но для полного перехода на электронные платежные документы потребуется 10–20 лет. Сейчас это делают, чтобы понять, какое количество жителей готовы перейти на электронный документооборот. Я считаю, что отменять бумажные квитанции не стоит: это все-таки документ, который можно подшить в папочку и при необходимости обратиться к нему», — говорит руководитель подмосковного отделения некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Валерий Мамчур.
По его мнению, для основной массы населения оплачивать квитанции в электронном виде удобно, и такая возможность есть у всех граждан, пользующихся «Госуслугами». Но для того чтобы обязать всех перейти на цифровой документооборот, нужен соответствующий закон, отмечает эксперт и подчеркивает, что очевидная польза цифровизации — это упрощение контроля за финансами.
«Говорить о полном переходе всех в Московской области на электронные платежные документы было бы ошибочным. Участниками эксперимента они становятся лишь по собственному желанию. На региональном портале госуслуг появится возможность подписать согласие на участие в эксперименте и на отказ от бумажных платежных документов», — говорит юрист Дмитрий Бурняшев.
Если участнику эксперимента понадобятся документы на бумажном носителе, уточняет эксперт, он может обратиться в расчетный центр и получить там бумажные платежки за любой месяц. По мнению Бурняшева, плюс перехода — экономия бумаги и не более того. С точки зрения скорости получения платежных документов, добавляет он, ничего не меняется — платежки и так должны в обязательном порядке размещаться в ГИС ЖКХ.
«Переход на электронные платежи за жилищно-коммунальные услуги — логичный шаг в развитии цифровизации сферы ЖКХ. В Санкт-Петербурге уже несколько лет действует практика получения квитанций в электронном виде через наш расчетный центр «ЕИРЦ СПб», что позволяет жителям отказаться от бумажных версий», — говорит генеральный директор управляющей компании «Терра» Юлия Федорова.
По ее словам, плюсы цифровизации очевидны — во-первых, квитанции доступны в любое время из любой точки мира, во-вторых, снижаются затраты на печать и доставку бумажных квитанций, и экологи скажут спасибо за уменьшение расхода бумаги. И в-третьих, для бизнеса — это ускорение процесса обработки платежей, что снижает вероятность задержек и ошибок.
Федорова подчеркивает, что при переходе на электронные платежи важно учитывать, что не все жители готовы отказаться от бумажных квитанций и в первую очередь это касается пожилых людей. Новшество требует стабильного доступа в интернет и цифровой грамотности, к тому же необходимо учитывать вопросы, касающиеся защиты персональных данных.
«Бумажные единые платежные документы содержат персональные данные: фамилию, имя и отчество, адрес и номер лицевого счета, что повышает риск для пользователей в случае попадания документа в руки злоумышленников, например, из почтового ящика. В эпоху перехода на электронные квитанции обеспечение надежной защиты этой информации становится особенно актуальным для предотвращения утечек и несанкционированного доступа. При внедрении цифровых платформ защита персональных данных в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ должна быть ключевым фактором», — подчеркивает генеральный директор ГБУ «Жилищник ЗелАО» Адсалам Дударов.
Переход на электронные платежи за ЖКУ — позитивный шаг, но его эффективность будет определяться несколькими ключевыми факторами, говорит он и подчеркивает, что важно не только устранить потенциальные риски, но и обеспечить доступность консультаций для населения, гарантировать кибербезопасность и оказать поддержку тем, кто пока не готов к переходу на электронные платежи.
О плюсах и минусах перехода на цифровой документооборот при оплате ЖКУ рассказал руководитель компании «Правовая помощь ЖКХ» Александр Сметанин. Среди плюсов, по его мнению, удобство и оперативность получения платежных документов, контроль за состоянием текущих платежей и возможность обратной связи с оператором по приему платежей в личном кабинете.
«Минусы — это невозможность участия в эксперименте граждан, не имеющих компьютеров и смартфонов; необходимость наличия простой электронной подписи; возможные сбои и ошибки в информационной системе оператора по приему платежей и, наконец, недоверие к цифровым системам части населения, опасающейся кражи персональных данных, мошенников и несанкционированного доступа к финансовым операциям», — отметил Сметанин.
Жители Московской области могут оплачивать коммунальные услуги на сайте и в мобильных приложениях Московского областного единого информационно-расчетного центра (МосОблЕИРЦ). На сайте регионального Министерства ЖКХ есть инструкция о том, как стать клиентом системы. Для этого в первую очередь необходимо, чтобы соответствующий договор с МосОблЕИРЦ заключила управляющая компания жильца. На сегодняшний день система обслуживает примерно 2,4 млн лицевых счетов.
Через сайт и мобильное приложение МосОблЕИРЦ можно не только оплатить ЖКУ, но и передать показания приборов учета, проверить начисления, посмотреть историю платежей и получить онлайн-консультацию специалиста. Оплата услуг через сайт и мобильное приложение доступна также для клиентов Мособлгаза.
Как ранее сообщал REGIONS со ссылкой на Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, в регионе была значительно упрощена процедура уточнения тарифов на теплоснабжение. Теперь организации — поставщики тепловой энергии, теплоносителей и горячей воды могут подать заявление на пересмотр тарифов в электронном виде на портале госуслуг региона.