Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Почему в православных храмах обязательно нужно стоять: ответ священника

Священник Мурзин: правило стоять в церкви сложилось в России из-за холодных зим

Почему в православных храмах обязательно нужно стоять: ответ священника

Фото: freepik.com
Автор: Антон Никитин
Сегодня в 17:41

Во время православного богослужения верующие могут стоять, сидеть или преклонять колени — это зависит от конкретного момента службы. Традиция преимущественно молиться стоя сложилась исторически и имеет как духовный смысл, так и практические причины. Церковный устав подробно определяет, в какие моменты службы какие позы уместны, сообщает журнал «Фома».

Богослужебные тексты и соответствующие позы

Так, особое место занимают седальны — песнопения, во время которых традиционно разрешается сидеть. Кафизмы, название которых буквально переводится с греческого как «сидение», также предполагают сидячее положение молящихся.

«Есть некоторые виды богослужебных текстов, во время чтения которых положено сидеть, например седален и кафизма. Однако в современном приходском богослужении седальны занимают довольно скромное место», — объяснил священник, кандидат исторических наук Евгений Мурзин.

Историческое развитие традиций

Раннехристианская практика демонстрировала значительное разнообразие в вопросах физического положения во время молитвы. Исторические источники свидетельствуют, что вплоть до VI века верующие могли молиться сидя, а при отсутствии специальных сидений — располагаться на полу. Сам Христос и апостолы во время Тайной вечери возлежали за столом, что отражало современные им культурные традиции.

Постепенно в православной практике утвердилось преимущественное стояние во время богослужения. Этот обычай связан с выражением особого благоговения перед Богом, а также с аскетической практикой — стояние рассматривается как малый подвиг, требующий преодоления естественного желания удобно расположиться, объясняет Мурзин.

Архитектурные и климатические факторы

Различия в храмовой архитектуре также повлияли на формирование традиций. В греческих православных храмах распространены стасидии — специальные высокие деревянные кресла с откидными сиденьями, позволяющие как сидеть, так и стоять, опираясь на спинку. Католические храмы традиционно оборудованы рядами скамей.

Русская православная традиция, характеризующаяся минимальным количеством сидячих мест в храмах, сложилась под влиянием климатических условий и архитектурных особенностей.

«Учитывая суровые климатические условия, на Руси в Средние века храмы строили небольшими, чтобы максимально сохранять тепло, а желавших попасть на службу всегда было немало», — отметил священник Евгений Мурзин.

Современная практика и пастырский подход

Современные пастыри рекомендуют разумный подход к выбору позы во время богослужения, учитывая физические возможности верующих. Лицам преклонного возраста, людям с заболеваниями или сильной усталостью разрешается сидеть во время службы.

Как отмечал святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Этот принцип отражает пастырскую мудрость, согласно которой духовная сосредоточенность важнее формального соблюдения внешних правил. Однако в обычных обстоятельствах предпочтительным остается стояние, как способствующее большей собранности и внимательности во время молитвы.

Священник Владимир Головин ранее перечислил четыре смертных греха, за которые, согласно Ветхому Завету, наказывали «биением камнями».

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.