Вице-премьер Правительства РФ — Руководитель Аппарата Правительства России Дмитрий Григоренко ознакомился с передовыми цифровыми проектами Московской области, представленными на ПМЭФ-2025. Подмосковье активно внедряет искусственный интеллект и другие инновационные технологии в различные сферы жизни, демонстрируя значительные успехи в цифровизации. Об этом сообщает управление пресс-службы губернатора и правительства Московской области.
«В 2022 году у нас было 9 ИИ-решений, начинали с расшифровки рентгеновских снимков, контроля питания в образовательных и социальных учреждениях, а сегодня уже 41 проект по 8 направлениям: здравоохранение, образование и соцсфера, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ, экология, строительство и госуправление. ИИ уже обработал свыше 4,8 млн запросов граждан, проанализировал видеопотоки с 79 тыс. камер, эффективно выявляя правонарушения и оперативно формируя задачи на устранение, — сказал губернатор Андрей Воробьев.
По словам губернатора, вышеперечисленное позволяет осуществлять контроль за чистотой дворов, незаконной парковкой на контейнерных площадках и газонах, а также состоянием наружного освещения. Общий экономический эффект от внедрения ИИ-решений за четыре года превысил ₽2,5 млрд. Глава региона выразил благодарность федеральному Правительству за поддержку инициатив региона.
В настоящее время в Московской области запускается интеллектуальный бизнес-консультант «София» на базе Яндекс GPT, который на стенде ПМЭФ помогает инвесторам узнать о возможностях открытия бизнеса в Подмосковье, подобрать меры поддержки и получить субсидии через инвестиционный портал.
В Подмосковье успешно функционируют голосовые помощники, способные мгновенно отвечать на звонки граждан. Робот «Женя» работает в сфере ЖКХ, «Галина» — в многофункциональных центрах (МФЦ), «Ольга» — по вопросам дорог и транспорта, и так далее. Особо отмечен робот «Светлана» в сфере здравоохранения, который за прошлый год обработал почти 7 млн входящих звонков и совершил 11 млн исходящих, приглашая жителей на диспансеризацию и подтверждая записи. В общей сложности 10 голосовых помощников заменили работу примерно 1 тыс. операторов.
Дмитрий Григоренко отметил, что Московская область по праву входит в число регионов-лидеров по цифровизации в России. Он подчеркнул, что это подтверждается не только количеством внедренных сервисов, но и их реальным положительным влиянием на жизнь граждан. Сокращение сроков оказания государственных услуг, внедрение умных систем в ЖКХ и отсутствие очередей в МФЦ, по его словам, являются доказательством эффективности цифровых решений, которые действительно улучшают качество жизни людей. Григоренко заявил, что именно комфорт и удобство для граждан являются приоритетом при внедрении информационных технологий.
На подмосковном стенде вице-премьеру представили инновационную систему мониторинга уличного освещения. Она контролирует работу более 2 тысяч распределительных шкафов, 3 тыс. км линий наружного освещения и 110 тыс. уличных фонарей по всему Подмосковью. Система собирает, хранит и анализирует данные об энергопотреблении, наличии технических неисправностей и других параметрах. При выявлении нарушений система автоматически отправляет задание на устранение проблемы через чат-бот. С начала текущего года она помогла устранить свыше 7 тыс. неполадок, а время передачи обращений жителей сократилось на 35%.
В рамках проекта «Чистая территория» за наружным освещением также следит искусственный интеллект. Нейросеть выявляет неработающие фонари, используя данные с более чем 66 тыс. камер системы «Безопасный регион», охватывающих 7,7 тыс. подмосковных дворов. Благодаря этому уже удалось обнаружить и устранить 15 тыс. нарушений.
С прошлого года камеры системы «Безопасный регион» в Подмосковье начали отслеживать неправильную парковку на контейнерных площадках. Если транспортное средство находится в зоне вывоза мусора более 10 минут, ИИ фиксирует его номер, после чего владельцу может быть выписан штраф. Это способствует бесперебойному вывозу отходов и оптимизирует работу инспекторов. В местах, где водители уже были привлечены к ответственности, количество таких нарушений сократилось на 40%. За год выявлено более 3,5 тыс. подобных случаев. С апреля текущего года по аналогичной схеме искусственный интеллект стал фиксировать парковку на газонах. Владельцу автомобиля, оставленного в неположенном месте, также выписывается штраф. На данный момент благодаря 256 камерам уже выявлено 105 нарушений.
На региональном портале госуслуг функционирует сервис «ВсеСети», предназначенный для быстрого согласования топографических планов строительных объектов со всеми участниками одновременно. Например, Мособлгаз, строящий газопровод, теперь загружает свой инженерно-топографический план на эту платформу, и он направляется на согласование всем региональным или федеральным ресурсоснабжающим организациям параллельно, а не последовательно, как это было ранее. Весь процесс полностью переведен в электронный вид и занимает около двух недель, в то время как ранее он мог затягиваться до 12 месяцев. К проекту уже подключено 18 организаций, включая Мособлгаз, Мосэнерго, Россети, «Вымпелком», «Центравтомагистраль» и Автодор. В перспективе планируется подключить не только все ведущие ресурсоснабжающие организации Подмосковья, но и федеральные. На сегодняшний день сервисом воспользовались порядка 10 тыс. раз.
Среди приоритетных проектов этого года — распознавание документов на региональном портале госуслуг. При заполнении онлайн-заявки пользователь прикрепляет сканы необходимых документов, которые ИИ мгновенно распознает и анализирует. Правильные файлы нейросеть автоматически отмечает. Если какие-либо документы не прошли проверку, заявитель сразу видит, какие именно, и может оперативно их исправить. Ранее подобные ошибки выявлялись только после поступления заявления в ведомство, что могло привести к отказу в предоставлении услуги. Эта опция доступна, например, для получения удостоверения многодетной семьи или права управления самоходными машинами. В настоящее время система способна обрабатывать около 250 различных видов документов.
Искусственный интеллект также помогает контролировать качество питания в 1490 школах и 133 социальных учреждениях региона. Сотрудник загружает фотографию подноса с едой в мобильное приложение «Проверки Подмосковья», а ИИ распознает блюдо и проверяет его на соответствие утвержденному меню. Все выявленные нарушения фиксируются и устраняются в кратчайшие сроки. Это значительно сократило долю ручных проверок и снизило количество жалоб на качество питания на 25%. За время внедрения системы в школах было устранено 1,4 тысячи нарушений, а в социальных учреждениях — более 1,8 тыс.
Ранее стало известно, что в Подмосковье появится молочный мегакомплекс на 1,2 тыс. сотрудников.